О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Рени,
Ренийский район - Одесская область

Одесская обл.

Ренийский район
  Рени
  Долинское
  Котловина
  Лиманское
  Нагорное
  Новосельское
  Орловка
  Плавни




История национального движения Украины Малорусская Народная Историческая Библиотечка
Страница памяти жертв Талергофа и военного террора во время I-ой Мировой Войны в Галичине Вестник юго-западной Руси


Сергей Родин, Отрекаясь от Русского имени

Русская Галиция и "мазепинство"

Русская Галиция и "мазепинство"



Географическая широта:45°27'38'' с.ш.
Географическая долгота:28°17'10'' в.д.
Почтовый индекс: 68800
Тип населённого пункта:город
Украинское название: Рені



<< Том Одесская область, стр. 678-690 >>

/678/

Рени — город районного подчинения, центр района. Расположен на левом берегу Дуная, в нижнем его течении. Расстояние до областного центра — 309 км.

Город возник на месте поселения времен Киевской Руси: тогда здесь была речная пристань — рень (древнерусское){Материалы для географии и статистики России, т. 2. Бессарабская область, ч. I, с. 6, 7.}. Отсюда и происходит его название. Время основания города и порта неизвестно. Первое сохранившееся упоминание о них в письменных источниках относится к 1548 году. В то время Рени входил в состав Молдавского княжества{Бессарабский сельскохозяйственный канлендарь на 1914 год. Кишинев, 1914, с. 19.}. Выгодное географическое положение — наличие торговых водных путей по Пруту, Дунаю, Черному морю и сухопутных — в Молдавию, Валахию, Польшу и другие страны Европы — содействовало быстрому превращению города в ремесленный и торговый центр. Это и обусловило основные занятия населения. И только некоторые горожане занимались сельским хозяйством на землях, входивших в ренийский «окол».

С конца XVI в. Рени начал играть заметную роль в экономике края как торговый порт, через который вывозилось много хлеба, скота и продуктов животноводства в Турцию и другие страны. Оттуда ввозили пряности, предметы роскоши, лак, клей, сукно, шелк и другие товары, которые сбывались не только на местных базарах, но и на рынках Центральной и Восточной Европы{История Молдавской ССР, т. 1, с. 108, 165, 181, 182.}. С ростом торговли увеличивалось количество людей, обслуживавших суда и речную пристань. Ремесленники производили все больше товаров непосредственно для рынка. Владельцы крупных мастерских, широко использовавшие наемный труд, имели свои лавки. В XVIII в. происходил процесс объединения ремесленников в цехи./679/

За Рени — важный стратегический и экономический центр Молдавии — приходилось вести многолетнюю борьбу с Турцией. На помощь Молдавии не раз приходило украинское казачество. Так, 10 июня 1574 года молдавская армия и казацкие отряды под командованием Сверчковского общей численностью 30 тыс. человек нанесли поражение турецким войскам. В битве, происшедшей в 3 км от Рени, у озера Кагул, турки потеряли 60 пушек и большое количество воинов{Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV в.—начало XVII в. М., 1955, с. 814.}.

На рубеже XVI—XVII в. Молдавия переживала острые феодальные междоусобицы. Воспользовавшись этим, Турция в 1621 году захватила Рени. Город был переименован в Томарово и включен в Измаильскую райю{История Молдавской ССР, т. 1, с. 245.}. В середине XVIII в. в связи с общим экономическим и политическим упадком Турции Рени все более утрачивал значение торгового города. Если экспорт хлеба в Турцию даже увеличился, то общий объем торговли с Польшей, Трансильванией и Венецией намного сократился. И лишь незначительно расширились торговые связи с Россией, Австрией и Пруссией. Сокращение торговли, в первую очередь ремесленными изделиями, отрицательно сказалось на экономике города{Кантемир Д. К. Историческое, географическое и политическое описание Молдавии, с. 51.}.

Во время русско-турецких войн 1768—1774 и 1787— 1791 гг. Рени дважды занимали русские войска. Но согласно условиям Кючук-Кайиарджийского и Ясского мирных договоров город оставался под властью Турции. В последней четверти XVIII в. сюда переселилась часть казаков, недовольных ликвидацией Запорожской Сечи, а также беглые крепостные. В ноябре 1806 года русские войска заняли Молдавию и Валахию, в т. ч. и Рени. Согласно Бухарестскому мирному договору (1812 г.) Рени вошел в состав России. Город начал быстро расти. Увеличивалась численность жителей за счет беглых крестьян с Украины, из центральных губерний России, Бессарабии, а также выходцев из Болгарии, искавших спасения от турецкого ига. В 1819 году здесь проживали 1547 человек, в 1828 — 2705, а в 1856 году — 8263 человека{Жуков В. И. Города Бессарабии 1812—1861 годов, с. 63, 69.}. Тяжелое материальное положение большей части жителей приводило к тому, что в некоторые периоды смертность городского населения превышала рождаемость, особенно во время свирепствования эпидемий. Несмотря на запрещение беглым крестьянам и жителям окрестных сел поселяться в Рени, городское население пополнялось в основном за счет притока извне, а не в результате естественного прироста. Особенности заселения обусловили пестроту национального состава жителей Рени. Так, в 1827 году здесь насчитывалось 460 украинцев, 202 русских, 669 молдаван, 336 болгар, 269 греков и 130 евреев{Статистическое описание Бессарабии, собственно так называемой, или Буджака, c. 25.}. Согласно правилам о временном управлении в Бессарабии (1812 г.) административная власть в городе сохранялась за бывшими чиновниками, старые законы и правовые порядки оставались неприкосновенными. В 1830 году создано Измаильское градоначальство, которому подчинялись и административные органы Рени.

С присоединением города к России и включением его в общероссийский рынок сложились благоприятные условия для быстрого развития ремесла и торговли. Увеличилось количество ремесленников. Если в 1828 году их работало 40, то в 1844 — уже 150 человек. Это были пекари, мясники, портные, сапожники, печники, шорники, столяры, красильщики, мыловары и др. Большая часть ремесленников объединялась в цехи и работала на рынок. Парикмахеры же, скорняки, ювелиры, обувщики обслуживали сравнительно небольшую часть зажиточного городского населения. Разбогатев, некоторые ремесленники открывали свои мастерские и даже промышленные предприятия с вольнонаемной рабочей силой. В 1856 году действовали четыре мастерские по изготовлению воска и мыла, три завода по производству кирпича и черепицы. Значительное развитие приобрели мукомольное производство (через порт экспортировалось не только зерно, но и мука), переработка винограда и фруктов{Жуков В. И. Города Бессарабии 1812—1861 годов, с. 10, 134.}.

Важное значение в экономике Рени имела торговля, особенно внешняя. Городская торговля велась в лавках и на еженедельных базарах, где продавали немало продуктов сельского хозяйства. Дважды в году устраивались ярмарки, на которых сбывалась не только продукция местного производства, но и товары, доставляемые из других губерний России и из-за границы. Первая ярмарка (Георгиевская) проводилась в апреле — мае, вторая (Покровская) — в сентябре. В 1844 году на ренийских ярмарках было реализовано товаров на 11,4 тыс. руб. В 1816 году в Ренийском порту сооружены таможенные и карантинные здания, с того времени порт занял видное место в торговле России с другими странами. Рени единственный из бессарабских портов имел право получать иноземные товары, идущие морем в Россию, и отправлять экспортные грузы. В 1841 году в связи с увеличением товарооборота правительство ассигновало 68 428 руб. на строительство новых помещений ренийского карантина{«Журнал Министерства внутренних дел», 1841, № 12, с. 74.}. Доминирующее место в торговле занимал экспорт хлеба. Порт принимал английские, турецкие, австрийские, греческие, сардинские и другие суда; их загружали главным образом пшеницей{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. 56, оп. 1. д. 72, л. 50, 51.}. В большом количестве вывозились также шерсть и другое сельскохозяйственное сырье.

Значительная часть населения занималась сельским хозяйством. Самую многочисленную группу составляли однодворцы — «мазилы» (мелкие землевладельцы из числа служилых людей светского происхождения) и «рупташи» (мелкие землевладельцы из духовенства)./680/ Развитие капиталистических отношений содействовало сосредоточению в руках купечества большого количества земельных угодий, арендуемых им у помещиков и городских властей. Эта земля, как правило, передавалась затем небольшими участками в аренду крестьянам. На протяжении первой половины XIX в. значительно увеличилась численность мещан, выращивавших виноград и фрукты для продажи. Садоводством и виноградарством занимались и купцы. Наиболее зажиточные из них имели большие виноградные плантации и предприятия по переработке сырья, где применялся наемный труд. Они же брали на откуп взимание налогов с мелких землевладельцев, государственных крестьян и мещан. Откупщики и арендаторы жестоко эксплуатировали трудящихся, наживая большие капиталы{Жуков В. И. Города Бессарабии 1812—1861 годов, с. 150, 151.}. Источником наживы купцов и богатых мещан была и система откупов на продажу вина. Жестокая эксплуатация, своеволие администрации вызывали недовольство и стихийные выступления трудящихся. В 1849 году ренийские жители, занимавшиеся земледелием, жаловались на одного из крупных арендаторов земли, эксплуатация и самоуправство которого не знали границ. Даже бессарабский губернатор в послании городской управе указывал на «невероятные разорения, которые терпят ренийские мещане». Ремесленники отказывались подчиняться распоряжениям мастеров и цехмейстеров. Горожане подавали жалобы на чиновников полиции за вымогательство, взятки, расправы{Там же, с. 223, 225, 226.}.

Город и близлежащие села стали центром волнений задунайских переселенцев, над которыми царское правительство даже назначило специального надсмотрщика с резиденцией в Рени. Членом комиссии по устройству задунайских переселенцев на территории Бессарабии в 1816 году был один из будущих организаторов Южного общества декабристов, член его Директории А. П. Юшневский, сделавший много полезного для улучшения положения болгар. А. П. Юшневский не ограничился только исполнением официального задания, состоявшего в сборе статистических сведений о численности переселенцев. Во многих его донесениях и рапортах командующему 2-й армией, где он служил, обращалось внимание на нарушение властями гражданских прав этой части населения, на то, что болгар принудительно, вопреки закону, переселяют с казенных земель на помещичьи, облагают налогами. 28 апреля 1816 года в ответ на ходатайство А. П. Юшневского было получено указание министра внутренних дел командующему 2-й армией о прекращении насильственного водворения на помещичьи земли задунайских переселенцев{Устройство задунайских переселенцев в Бессарабии и деятельность А. П. Юшневского. Сборник документов. Кишинев, 1957, с. 71, 173.}.

Во второй четверти XIX в. усилилась национально-освободительная борьба болгарского народа против турецкого господства. В 1841—1842 гг. в Бессарабии возникла тайная организация болгар для подготовки восстания против Турции. В Рени ее представителем был болгарин П. Ганчев, поддерживавший тешьте связи с руководителями болгарского движения в Браиле, Галаце, Одессе. Через Рени связь с Одессой и другими городами России поддерживал и руководитель болгарской тайной организации в Молдавии и Валахии Г. Козак{«Научные доклады Высшей школы. Исторические науки», 1959, № 2, с. 122—124.}.

После поражения России в Крымской войне 1853— 1856 гг. Рени вместе с частью Измаильского уезда отошел к Молдавскому княжеству, в 1859 году объединившемуся с Валахией в единую державу, названную в 1861 году Румынией. Экономическое и правовое положение города намного ухудшилось. В связи с этим началось массовое переселение жителей в оставшуюся за Россией часть Бессарабии.

Во время польского восстания 1863—1864 гг. в Рени формировались вооруженные отряды из поляков, проживавших в Молдавии и Бессарабии. В ноябре 1863 года жители Рени и окрестных сел помогли одному из отрядов в количестве 213 человек переправиться на противоположный берег Дуная и тем самым избежать преследования румынских властей и успешно добраться до Польши.

В 60—70-х годах Рени стал одним из пунктов, через который революционные народники транспортировали в Россию нелегальную литературу и типографский шрифт, переправляли за границу деятелей революционного движения. Доставка нелегальных грузов по назначению осуществлялась доверенными машинистами и кочегарами, работавшими на железнодорожной линии Рени — Бендеры{Будак И. Г. Общественно-политическое движение в Бессарабии в пореформенный период, с. 33, 208—214.}.

Активное содействие участникам революционного движения оказывал земский врач Литинский. Опираясь на поддержку ряда единомышленников из медицинского персонала, рабочих-железнодорожников и других местных жителей, он всячески способствовал закупке типографского шрифта за границей и переправке его в города страны, где действовало народническое революционное подполье, в частности в Киев. Деятельными его помощниками являлись медсестра Романовская из Бендер, помощник паровозного машиниста Ильяшенко, учитель Денисенко. Литинский также занимался переправкой в Румынию преследуемых царскими властями революционеров{Там же, с. 210—215.}.

Возвращение Рени в состав Российской державы после русско-турецкой войны 1877—1878 гг. сыграло положительную роль в развитии экономики и культуры города. Железная дорога Рени — Бендеры, построенная Россией в 1877 году, соединила город не только со многими районами Бессарабии, по и с центром страны. Во второй половине XIX — начале XX в. Рени разви-/681/вался главным образом как речной порт, приобретая все большее значение в торговле России с другими странами. Торговля с черноморскими и балканскими портами осуществлялась судами торгового дома князя Гагарина. В 1886 году это предприятие было преобразовано в Акционерное общество Черноморско-Дунайского пароходства. Но в условиях экономического кризиса начала XX в. и конкуренции со стороны австрийского, венгерского и румынского пароходств акционерное общество, несмотря на государственную финансовую поддержку, не могло обеспечить эффективную работу своих судов в этом районе. Эти функции взяло на себя государственное Русское Дунайское пароходство. В 1900 году Килийское гирло Дуная было значительно углублено, и в Рени стали заходить океанские суда. Сюда доставлялось много грузов из Одессы; затем их направляли в придунайские страны. Товары, поступавшие из этих стран, в свою очередь через Рени переправлялись в Одессу и дальше в Россию. Немало грузов, в частности зерна, поступало в порт для отправки за границу по реке Прут. В начале XX в. из Рени ежедневно отправлялись пароходы в Галац, Исакчу, Тулчу, Измаил. Дважды в неделю совершались буксирно-грузовые рейсы в Галац и другие порты Дуная и почти каждый день — буксирно-грузовые и почтово-пассажирские рейсы между Одессой и Рени с заходом в промежуточные дунайские порты. Значительное количество грузов и пассажиров перевозилось по линии Рени—Кладово с заходом в порты Румынии, Болгарии и Сербии. Кроме того, порт принимал много иностранных судов.

Положение трудящегося люда было тяжелым. Ежедневная занятость рабочих на предприятиях составляла 12—14 и более часов. Служащим мануфактурных, лесных, а также торговых предприятий приходилось работать с 5—6 часов утра до 22—23 часов. «Многие из служащих жалуются,— писала газета «Бессарабская жизнь»,— что на обед не дают им даже часа в день, чтобы немного подкрепиться и передохнуть от своего непосильного труда... Служащие решили, что помочь себе они могут только сами...»{Революционное движение в Придунайском крае, с. 107, 108.}.

Рост безработицы, удушливая атмосфера реакционного царского режима ускорили процесс сплочения рабочих, формирования у них классового самосознания. Повышалась активность трудящихся в борьбе против эксплуататоров, против бесправия. В период первой русской революции 1905—1907 гг. революционная борьба рабочих Рени достигла наивысшего подъема. Наиболее сознательную часть пролетариата составляли рабочие железной дороги и лесопильных заводов — крупных предприятий Бессарабии. Железнодорожники принимали активное участие в Октябрьской всероссийской политической забастовке 1905 года. В 1906 году на станции Рени уже существовала социал-демократическая организация, поддерживавшая тесные связи с организациями других населенных пунктов Бессарабии и Украины. Она входила в состав Бендерского комитета РСДРП, объединявшего партийные группы железной дороги Бендеры — Рени{История Молдавской ССР, т. 1, с. 539, 547, 554; Иванов Ю. Г. В годы революционного подполья, с. 16.}. 2—3 августа 1906 года в Рени прошла забастовка судовых команд и присоединившихся к ним рабочих мастерских Русского Дунайского пароходства. Администрация вынуждена была удовлетворить требования бастующих{Революционное движение в Придунайском крае, с. 85—87.}.

В период нового промышленного подъема, в связи с расширением внешней торговли, Рени начал сравнительно быстро развиваться. В 1913 году здесь действовало около 100 торговых предприятий с годовым оборотом 200 тыс. руб. Русское Дунайское пароходство соорудило в порту пакгаузы, мастерские по ремонту судов, лесные и угольные склады, помещение таможни. Большинство населения (из общего количества 19,5 тыс. человек) работало в порту, на железной дороге, лесопильных и кирпичном заводах. Значительная часть жителей занималась садоводством и огородничеством. Под садами находилось 6 тыс. десятин земли, под огородами — 4000.

В период нового революционного подъема борьба трудящихся стала более массовой и организованной. Заметно возрастало влияние большевиков. 18 августа 1911 года матросы и кочегары пароходов, курсирующих по Дунаю, провели в Рени забастовку в знак солидарности с бастующими портовиками Одессы. Волной забастовок ответили рабочие Рени и на расправу царских войск с рабочими Ленских золотых приисков. Сплоченно вели стачечную борьбу железнодорожники и портовые грузчики{Иванов Ю. Г. В годы революционного подполья, с. 35, 36.}. Через порт революционные организации транспортировали оружие из-за границы в Россию, о чем свидетельствует, в частности, донесение городского жандармского управления департаменту полиции{Революционное движение в Придунайском крае, с. 135, 136, 142.}.

Несмотря на быстрое развитие экономики и рост населения, Рени в конце XIX — начале XX в. оставался заштатным городом Измаильского уезда. Отсутствовали водопровод и канализация, было замощено только1 несколько центральных улиц. Долгое время в городе но было больницы. Посильную помощь больным оказывали врач и фельдшер. Действовала аптека. Только в начале XX в. открылась небольшая больница. Тяжелые условия жизни оставались одной из основных причин частых заболеваний и эпидемий. Так, в 1906 году от скарлатины и дифтерии умерли сотни детой.

Не лучше обстояло дело и с народным образованием. По сведениям 1880 года, функционировали двухклассное народное училище с 50 учениками и женское городское начальное училище, где обучались 72 девочки{«Вестник Бессарабского земства», 1881, № 7—8, отд. 4, с. 22; Справочная книга Одесского учебного округа, ч. 1. Бессарабская дирекция. Одесса, 1888, с. 80.}. В начале XX в. имелось две начальные школы и трехклассное мужское училище, но их оканчивали/682/ немногие. В 1906 году, например, училище окончили только шесть учеников.

В конце прошлого века в Рени побывал выдающийся украинский писатель М. М. Коцюбинский. Летом 1892 и 1894 годов, работая в составе филлоксерной комиссии, он некоторое время жил в Рени, общался с его обитателями, начал здесь ряд своих произведений из быта молдаван{Коцюбинський М. М. Твори, т. 5. К 1974 с 29 45—49.}.

Первая мировая война принесла новые испытания трудящимся города. Вместе с тем это были годы дальнейшего укрепления единства рабочего класса. Рабочие Рени вместе с трудящимися всей России поднялись на борьбу против самодержавия, а после свержения его в феврале 1917 года — против буржуазного Временного правительства. Их поддерживали солдаты воинских частей, дислоцировавшихся в городе. Так, 12 марта 1917 года они разоружили городскую полицию, парализовав таким образом ее деятельность{Сборник работ аспирантов Одесского Государственного университета. Одесса, 1964, с. 110.}.

Созданный в марте 1917 года Ренийский Совет рабочих депутатов проводил пропагандистскую и агитационную работу среди населения и в армии. Его влияние распространялось и на окрестные села. Особенно усилилось оно после возвращения делегата от Рени А. Д. Георгина с крестьянского съезда представителей трех губерний — Херсонской, Бессарабской и Подольской, состоявшегося в Одессе 6—8 апреля, где было принято решение о немедленном засеве всех незанятых и необработанных помещичьих и монастырских земель{Одесский облгосархив, ф. Р-3829, оп. 1, д. 157, л. 16.}.

Когда в августе 1917 года стало известно о попытке корниловского контрреволюционного переворота, Совет принял резолюцию, в которой потребовал суда над Корниловым и его сторонниками. Недовольство политикой Временного правительства, продолжавшего войну, росло с каждым днем.

20—26 сентября 1917 года в Кишиневе состоялся Бессарабский губернский съезд Советов. От Ренийского Совета на съезде с докладами выступили депутаты Гейко и Астахов. Они рассказали о тяжелом экономическом положении населения города, нехватке хлеба и другого продовольствия, особенно остро ощущавшейся в связи с размещением в Рени большого количества войск и госпиталей. Сообщили о дезорганизации железнодорожного транспорта, что срывало регулярные поставки продуктов, угля, нефти; об остановке мельниц. Докладчики вместе с тем отметили, что среди населения и солдат с каждым днем растет авторитет Советов рабочих депутатов.

Осенью 1917 года в Ренийском Совете шла непримиримая борьба между большевиками и меньшевиками{Борьба за власть Советов в Молдавии, с. 74, 98, 99, 157, 274.}. Разъяснительная работа большевиков среди трудящихся, последовательно разоблачавших предательскую политику буржуазно-националистического «Сфатулцерия» и соглашательство меньшевиков, давала свои результаты: массы требовали разогнать эту националистическую организацию и установить истинно народную власть. Представитель Ренийского Совета большевик Ф. И. Смирнов был делегатом II Всероссийского съезда Советов{Второй Всероссийский Съезд Советов Р. и С. Д., с. 135.}. Вскоре после победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, в ноябре 1917 года в Рени была установлена Советская власть{Слуцкая К. О. Победа Октябрьской революции и установление Советской власти в Молдавии, с. 164.}.

Воспользовавшись тяжелым внутренним и внешним положением молодой Советской страны, буржуазно-помещичья Румыния в начале 1918 года начала оккупацию Бессарабии. В ходе жестоких боев город Рени дважды переходил из рук в руки. 12 января 1918 года его заняли румынские оккупанты{«Ученые записки Кишиневского университета», 1955, т. 16, с. 189.}.

Долгих 22 года продолжалась оккупация. Положение населения в этот период резко ухудшилось. В 1919 году газеты писали о массовой безработице, голоде и эпидемиях. Спекулянты устанавливали необычайно высокие цены на продукты и товары широкого потребления{«Правда», 27 июля 1919 г.}. С каждым годом уменьшалась загруженность Ренийского порта, т. к. большинство судов направлялось в румынские порты Галац, Браилу и Тулчу. В 1929 году в Рени побывало всего 65 торговых судов, в то время как в Галац их заходило 503 Осенью 1935 года в порт суда вообще не прибывали. В 1933 году в Рени насчитывалось 1,1 тыс. безработных. В одном из газетных сообщений говорилось: «Работы нет, хлеба нет, одежда рваная. Даже дров на топливо не имеют рабочие Рени... перспектива совсем черная...»{Борьба трудящихся украинских Придунайских земель за социальное и национальное освобождение 1918—1940 гг., с. 225.}. В порту работало около 1 тыс. рабочих, но занятость их не превышала 2—3 часа в неделю. Грузчик получал 9 лей 44 бани, подводчик — 5 лей, приемщик грузов — 1,5 лея в день, а 1 кг хлеба стоил 10 лей{«Красная Бессарабия», 1935, № 5, с. 15.}. Средний заработок рабочего в 1935 году составлял 5 лей в день{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. 312, оп. 1, д. 50, л. 46.}. Рени, в прошлом — важный порт на Дунае, называли «вымирающим городом». Среди частных предпринимателей катастрофически росло количество обанкротившихся. Закрывались мастерские, торговые фирмы, конторы. Отсутствие работы лишило заработка большинство жителей, многие из них умирали от голода. Единственная в городе больница имела всего 12 коек{Кустрябова С. Ф. Положение трудящихся и демографические процессы в городах Бессарабии, с. 189.}. Румынское правительство закрыло в городе русские школы. В 1935 году, в связи с голодом, пустовали даже действующие румынские школы{«Красная Бессарабия», 1935, № 1, с. 23; № 11—12, с. 24.}.

Трудящиеся города выступили на борьбу против захватчиков, за воссоединение с Советской страной. В/683/ условиях жестокого преследования со стороны румынских оккупационных властей, в июне 1918 года была создана Ренийская подпольная коммунистическая организация. Под ее руководством в августе железнодорожники Рени приняли активное участие во всеобщей забастовке протеста железнодорожников Бессарабии против интервенции буржуазно-помещичьей Румынии{Вековая дружба. Кишинев, 1961, с. 390.}. В конце сентября 1920 года объявили забастовку возчики Ренийского порта, потребовав увеличения заработной платы. Их поддержали железнодорожники{Борьба трудящихся украинских Придунайских земель за социальное и национальное освобождение 1918—1940 гг., с. 56.}. Когда оккупационные власти попытались призвать молодежь в румынскую армию, население активно воспротивилось этому. В Рени дело дошло до столкновения между новобранцами и регулярными войсками{Борьба трудящихся Молдавии против интервентов и внутренней контрреволюции в 1917—1920 гг., с. 486.}. 1 мая 1921 года рабочие П. Анастасович, М. Демиров, В. Лавров распространяли и вывешивали революционные листовки с призывом к борьбе против оккупантов{ЦГА МССР, ф. 738, оп. 1, д. 4115, л. 21; ф. 1138, оп. 1, д. 5, л. 67; Борьба трудящихся украинских Придунайских земель за социальное и национальное освобождение 1918—1940 гг., с. 61.}. В апреле 1924 года коммунисты создали из молодежи призывного возраста т. н. общество рекрутов, члены которого проводили агитационную и подрывную работу в румынской армии{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. 312, оп. 1, д. 49, л. 3.}. Одновременно подпольщики готовились к вооруженному восстанию против оккупантов. В августе 1924 года в Рени было доставлено оружие и взрывчатка. Южно-Бессарабский ревком дал распоряжение Ренийской подпольной организации собирать сведения о дислокации румынских воинских и жандармских частей, их вооружении{ЦГА МССР, ф. 738, оп. 1, д. 4115, л. 29.}. Однако ввиду несогласованности действий ренийские подпольщики не смогли выступить вместе с татарбунарцами.

Пытаясь отвлечь трудящихся от политической борьбы, власти создали в порту социал-демократический синдикат рабочих. Однако руководители его отличились тем, что украли из рабочей кассы 2,5 млн. лей{«Красный Юг» (Измаил), 22 января 1930 г.}. Коммунисты призывали трудящихся бороться против такого рода официальных профсоюзов, за создание объединенных профсоюзных организаций революционного направления.

30 апреля 1930 года ренийская полиция получила телеграфный приказ о немедленном проведении облав и задержании подозрительных и иногородних лиц, а также об обысках на квартирах коммунистов с целью выявления листовок и литературы, подготовленных к 1 Мая. Однако 9 мая листовки все же были распространены и в городе, и на его окраинах. В них городской комитет Коммунистической партии и горком комсомола призывали трудящихся к участию в демонстрации, к борьбе против буржуазии{Борьба трудящихся украинских Придунайских земель за социальное и национальное освобождение 1918—1940 гг., с. 144.}.

В том же месяце полиции с помощью провокаторов удалось арестовать 14 членов Ренийской партийной организации. В ноябре состоялся судебный «процесс 14-и». Румынский суд обвинил подсудимых прежде всего в принадлежности к Коммунистической партии. Вещественными доказательствами являлись шапирограф с оттисками листовок, экземпляры газет «Правда», «Красный Юг» (орган уездного комитета партии), журнал «Классовая борьба» («Лупта де класе» — теоретический и политический орган Румынской Компартии), программа Коминтерна. Во время оглашения приговора раздались громкие возгласы подсудимых: «Долой суд!»,— за что срок заключения обвиненным был увеличен еще на один год{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. 312, оп. 1, д. 48, л. 27, 96.}.

Аресты не парализовали работу партийной организации, сумевшей за короткое время пополнить свои ряды и вновь возглавить борьбу трудящихся. 1 августа 1930 года в городе бастовали грузчики порта, требуя повышения заработной платы. Сплоченность и организованность забастовщиков вынудили предпринимателей удовлетворить их требования{«Красная Бессарабия», 1932, № 12, с. 24.}. Под руководством коммунистов комсомольская организация вела активную пропаганду и агитацию. В ноябре 1931 года по решению комитета комсомола город был разделен на шесть секторов, в каждом из которых начала действовать ячейка. Полиция доносила, что комсомольцы усилили «антигосударственную» агитацию, рассказывая трудящимся о финансовом кризисе, упадке рыночных цен на сельскохозяйственные продукты, о применении силы во время сбора налогов{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. 515, оп. 1, д. 123, л. 113; Борьба трудящихся украинских Придунайских земель за социальное и национальное освобождение 1918—1940 гг., с. 166, 167.}. Постоянной формой работы партийной и комсомольской организаций среди населения стало распространение листовок. Особенно много их появилось накануне 1 Мая 1932 года. На одной из окраин развевалось красное знамя с коммунистическими лозунгами. В январе следующего года, красное знамя с призывом к освобождению Бессарабии было уже вывешено в центре города{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. 312, оп. 1, д. 78, л. 262; д. 80, л. 2; ф. 515, оп. 1, д. 32, л. 67.}. Рабочие выдвигали категорические требования улучшить их материальные условия. Газета «Красный Юг» сообщала, что в Ренийском порту создана организация единого фронта, которая решительно добивается улучшения условий труда, отчетности дирекции на общих собраниях рабочих и выдвижения своих представителей для участия в руководстве предприятием{Там же, ф. 312, оп. 1, д. 89, л. 115; ф. 515, оп. 1, д. 32, л. 64.}.

Недовольство масс властью румынской буржуазии, стремление к воссоединению с Советским Союзом с/684/ каждым годом росло. В марте 1935 года ренийские рабочие оказали вооруженное сопротивление перчепции, насильственно взимавшей налоги. Полиции не удалось даже арестовать руководителей этого выступления — их надежно укрыли жители города. Летом следующего года полиция вновь констатировала, что среди рабочих чрезвычайно усилились коммунистические настроения, а портовики уже открыто употребляют обращение «товарищ». Против оккупационного режима выступала и прогрессивная интеллигенция Рени, объединившаяся в середине 30-х годов в ячейку «Блока защиты демократических свобод», активно действовавшего в Измаильском уезде до 1936 года{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. 312, оп. 1, д. 107, л. 205.}. Накануне первомайских праздников 1937 года полиция, боясь революционных выступлений, обратилась к командованию военного гарнизона с просьбой выделить солдат для охраны порядка в городе на период с 25 апреля по 3 мая{Там же, ф. 515, оп. 1, д. 48, л. 53; д. 50, л. 185; д. 122, л. 1.}.

Известие о вступлении 28 июня 1940 года частей Красной Армии на территорию Придунайского края население встретило восторженно. 29 июня передовые отряды советских вооруженных сил вышли к реке Прут и в районе городов Рени, Кагула, Унгенов преградили путь румынским оккупантам, пытавшимся вывезти награбленное в Бессарабии имущество{Лазарев А. М. Воссоединение молдавского народа в единое Советское государство. Кишинев, 1965, с. 95.}. Население Рени хлебом-солью встретило Красную Армию, приход которой знаменовал конец тяжелого ига оккупации. 4 июля в Рени состоялся торжественный митинг, посвященный этому историческому событию. Был создан городской Совет депутатов трудящихся, развернувший деятельность по социалистическому переустройству жизни. Рени стал райцентром. Начал работать районный комитет КП(б)У. В первые же дни после освобождения на частных промышленных предприятиях был установлен рабочий контроль, избраны временные рабочие комитеты. Партийные и советские органы с помощью общественных организаций развернули борьбу со спекуляцией и взяточничеством. В августе 1940 года проведена национализация банков, промышленных и торговых предприятий.

В 1940—1941 гг. осуществлено коренное переустройство порта, быстро налаживались перевозки грузов по Дунаю и черноморским трассам. В марте 1941 года открыта пассажирская линия между советскими дунайскими портами. Заново создавалась рыбная промышленность края. Производственная мощность Ренийского рыбозавода к концу 1940 года превысила 7 тыс. цнт рыбы-сырца. Возобновили работу предприятия, оставленные владельцами, началась их реконструкция на основе внедрения новой техники. Приняты энергичные меры по быстрейшему развитию местной промышленности, производству предметов широкого потребления. Начала действовать артель, производящая из лозы тару для рыбы и вина, камышовые маты и многие предметы ширпотреба{Одесский облпартархив, ф. 4980, оп. 1, д. 2, л. 128, 129.}.

Мероприятия Советской власти по подъему промышленности коренным образом изменили положение рабочего класса. В городе была ликвидирована безработица, нормирован рабочий день. Обеспечивалась охрана труда. Для рабочих вводились профсоюзные отпуска. Повысилась зарплата на предприятиях, улучшились материально-бытовые условия трудящихся. В августе 1940 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, согласно которому население освобождалось от уплаты недоимок по многочисленным налогам и сборам, установленным в период румынской оккупации. Осуществлялись мероприятия и в области здравоохранения, народного образования и культуры. Осенью 1940 года начали действовать новая больница, амбулатория, женская и детская консультация, а во всех селах района — фельдшерские пункты. 1 сентября 1940 года начались занятия в двух средних и пяти начальных школах. Группы культармейцев занимались ликвидацией неграмотности среди взрослого населения.

В октябре 1940 года начала выходить районная газета тиражом 3 тыс. экземпляров. В кинотеатре была установлена новая проекционная аппаратура, радиофицированы квартиры трудящихся{Советский Придунайский край, с. 53, 118.}.

Однако советское строительство в крае было прервано вероломным нападением на СССР фашистской Германии. 22 июня 1941 года в четыре часа утра город подвергся артиллерийскому обстрелу гитлеровских войск. С этого времени в районе Рени почти на протяжении месяца не прекращались кровопролитные бои частей Красной Армии и Дунайской военной флотилии, входившей в состав Черноморского флота, с немецкими и румынскими войсками. Мониторы «Железняков», «Жемчужный» и «Ростовцев», четыре бронекатера и два катера-тральщика во взаимодействии с наземными батареями длительное время препятствовали врагу форсировать Дунай на участке Исакча — Старая Килия и вторжению румынских кораблей с Тулчинского устья в Дунай{Там же, с. 172, 173.}. 24 июня 1941 года пять мониторов румынской речной дивизии совершили попытку прорваться в Рени из Галаца. Им наперерез вышли советские мониторы и бронекатера Ренийской группы и вынудили врага отступить. 27 июня моряки Дунайской флотилии сорвали попытку противника форсировать Прут на сторожевых катерах. Только после того как враг сосредоточил на правом берегу Дуная, напротив Рени, большое количество артиллерии и минометов, советские корабли перешли на озеро Кагул. где огнем своей артиллерии прикрывали фланг советских стрелковых частей. С возникновением угрозы окружения правого фланга наземных войск, 8 июля советское командование отвело корабли в Измаил{Локтионов И. И. Дунайская флотилия в Великой Отечественной войне, с. 15, 26, 27, 31.}./685/

19 июля 1941 года Рени захватили немецко-фашистские и румынские оккупанты. Репрессиями и всяческими притеснениями захватчики пытались запугать советских людей и сломить их волю к сопротивлению. Оккупанты заставляли местных крестьян работать на уборке урожая для фашистской армии. Они запретили чтение газет и другой литературы на русском, украинском и других языках народов СССР. В сентябре 1941 года ими сожжено 5 тыс. томов, советской литературы, изъятых из библиотек. Но, несмотря на установленный жестокий оккупационный режим, трудящиеся оказывали захватчикам активное сопротивление. Жандармы систематически сообщали в Измаил о враждебном отношении населения Рени к «новому порядку». Городская полиция завела много личных дел на жителей, подозреваемых в коммунистической деятельности, уничтожавших гитлеровских солдат и офицеров, распространявших сообщения Советского информбюро о победах Красной Армии над фашистскими войсками, помогавших советским военнопленным.

На окраине города был расположен фашистский концентрационный лагерь «Дуглаг № 162». Немецко-румынское командование бесчеловечно обращалось с советскими военнопленными. Красноармейцы и офицеры подвергались здесь зверским пыткам, их принуждали к каторжным работам, морили голодом, убивали, больным не оказывали медицинской помощи, обрекая на смерть. Гитлеровские палачи истребили в лагере 172 советских военнопленных. Такими же зверскими способами фашисты уничтожали и мирных жителей в лагере «Бужорка», расположенном вблизи Рени{Советский Придунайский край, с. 234.}.

26 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишиневской операции Рени был освобожден подразделениями 46-й армии 3-го Украинского фронта. Убытки, причиненные румынско-немецкими захватчиками Ренийскому району, составляли 200 млн. рублей{«Сталинский путь» (Рени), 15 января 1948 г.}.

Самоотверженно боролись с врагом на фронтах Великой Отечественной войны 506 жителей города. Все они награждены орденами и медалями СССР. 132 воина отдали жизнь за свободу и независимость Советской Родины.

Вместе с наступающими частями Красной Армии в район прибыла группа партийных и советских работников. Возобновили деятельность органы Советской власти. Были приняты конкретные меры по обеспечению беспрепятственного продвижения Красной Армии через Дунай и Прут и бесперебойного снабжения ее продовольствием и фуражом; по подготовке к осенней посевной кампании; возобновлению работы промышленных предприятий, организаций и объединений; по организации занятий в школах. Результаты проведенной организационно-массовой работы сказались незамедлительно. Труженики города и сел района с большим воодушевлением работали на ремонте дорог и мостов, заготавливали для армии зерно, фураж, овощи и другие продукты. По инициативе жителей Рени возникло патриотическое движение по сбору средств на строительство кораблей Дунайской военной флотилии и для оказания помощи детям-сиротам и семьям фронтовиков. Всего по району было собрано 1,3 млн. рублей{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. Р-811, оп. 1, д. 10, л. 9, 10.}.

Вскоре после освобождения возобновили работу электростанция, порт, типография. Рыбаки вели организованный лов рыбы для снабжения частей Красной Армии и населения города. 29 августа начали действовать лесотарный и рыбный заводы. Оккупанты нанесли лесотарному заводу ущерб в сумме 1 млн. руб., разрушив основные цеха. Однако за короткий срок коллектив предприятия, объединяющий 86 человек, сумел начать ремонт машин для рыболовных хозяйств, а затем стал выпускать каюки (лодки) для промышленного лова рыбы. Рыбозавод успешно перерабатывал весь улов, получаемый от трех рыболовецких колхозов района. Наибольших успехов достиг колхоз им. Чапаева, созданный вскоре после освобождения и объединивший рыбаков Рени и села Анадол (тепер Долинское).

Возобновили работу райпромкомбинат, объединявший три швейные мастерские, сапожный, тулупный, прядильно-вязальный цехи, кузницу, механические мастерские. Начали действовать магазины, столовые. Открылись больницы. Развернулись работы по восстановлению разрушенных предприятий, железнодорожного узла, школ, жилых домов, коммунального хозяйства. Часто организовывались воскресники по благоустройству города и улучшению его санитарного состояния. Большое значение для ускорения восстановительных работ имел пуск кирпичного завода с двумя печами мощностью 60 тыс. штук кирпича в год{Советский Придунайский край, с. 250, 254, 265, 292.}.

Особое внимание уделялось восстановлению и реконструкции Ренийского порта. В условиях военного времени порт полностью обеспечивал перевозку грузов для наступающих войск 2-го и 3-го Украинских фронтов{Одесский облпартархив, ф. 4980, оп. 1, д. 15, л. 201.}. Рабочие с большим подъемом, но жалея сил и времени, трудились на восстановлении разрушенных портовых сооружений, подъездных путей, обеспечивали своевременную загрузку и разгрузку судов. По инициативе ренийцев были заключены договоры на социалистическое соревнование с портовиками Измаила и Килии. Ежедневные производственные нормы выполняли на 150 проц. почти все опытные грузчики. Некоторые стахановцы вырабатывали по две и более нормы. Таких высоких производственных показателей портовики добились в чрезвычайно тяжелых условиях: не хватало но только сложных подъемных механизмов, но и элементарных орудий ручного труда — лопат, носилок, тачек. В то время в порту работали 290 постоянных рабочих и служащих и 400—500 поденных{Советский Придунайский край, с. 275.}./686/

Порт Рени. 1976 г.

Порт Рени. 1976 г.

Много внимания уделялось детям. Материальная помощь сиротам, восстановление детских учреждений и школ, оснащение их всем необходимым стало одной из важнейших задач. Уже в сентябре 1944 года в Рени прибыли учителя, направленные из Днепропетровской, Ворошиловградской и Одесской областей. Это дало возможность начать учебный год 1 октября. Всего в городе работали семилетняя и шесть начальных школ, а также дом пионеров.

День победы над фашистской Германией трудящиеся Рени встретили значительными успехами в восстановлении народного хозяйства. К весне 1945 года пущена первая паровая мельница, работали маслозавод, железнодорожная станция. В Ренийском порту были полностью приведены в эксплуатационное состояние восемь грузовых и два пассажирских причала, дебаркадер, главное здание вокзала. Оборудованы механические мастерские с цехами: механическим, слесарным, кузнечным и деревообделочным. Восстановлено электроосвещение, смонтирована радиостанция, построены топливохранилища. Кроме того, восстановлено 2,7 тыс. кв. метров жилой площади, 3,3 тыс. кв. метров служебных помещений. Введены в действие две столовые, пекарня, магазин{Одесский облпартархив, ф. 4980, оп. 6, д. 99, л. 26—28; Советский Придунайский край, с. 316.}.

К началу 1948 года все предприятия были не только восстановлены, но и значительно расширены, реконструированы. Промышленность города получила из братских республик значительное количество новейшего оборудования, средств механизации, и в первую очередь для торгового порта. Доля механизированной обработки грузов в порту составила в 1945 году 25 проц., а в 1946 — 42 проц. Были значительно расширены причальные линии, проложены новые подъездные железнодорожные пути. В результате самоотверженного труда докеров товарооборот порта достиг 7 млн. руб. в год.

Много усилий и средств вложено в восстановление и реконструкцию железнодорожного узла. Свыше тысячи трудящихся участвовали в воскресниках по оказанию помощи железнодорожникам в восстановлении хозяйства. Через год после освобождения узел был не только полностью восстановлен, но и работал со значительным перевыполнением норм по перевозке грузов. Рабочие железнодорожного депо, не имевшего необходимого количества оборудования, все же выполняли сложный ремонт паровозов.

В полную силу работали восстановленный элеватор, рыбозавод с коптильным и засолочным цехами. Промкомбинат увеличил выпуск строительных материалов, начали давать продукцию новые его цехи: цветной посуды, гончарный, столярный, слесарный и кузнечный. Стали в строй два маслозавода, кирпично-черепичный завод, дизельная электростанция. С каждым годом увеличивалась сеть предприятий пищевой промышленности. Пущен кондитерский цех и хлебозавод пищекомбината. Увеличил выпуск продукции мясокомбинат.

Постепенно налаживалось городское хозяйство. К 1950 году проложен водопровод, разбиты городские парки и скверы, уложены тротуары, построены пешеходные мосты. К этому времени действовали городская больница на 80 коек, детская — на 35 коек, родильный дом на 15 коек.

По состоянию на 1950 год в Рени работали одна начальная, три семилетние и одна средняя школы. В них 41 учитель обучал 1900 учеников. Значительную культурно-воспитательную работу среди населения проводили районный дом культуры, городской и профсоюзный клубы, две библиотеки — для взрослых и для детей с общим книжным фондом около 11 тыс. экземпляров{Филиал Одесского облгосархива в Измаиле, ф. Р-863, оп. 1, д. 40, л. 7, 14, 28—30, 38; ф. Р-867, оп. 1, д. 8, л. 8, 10; ф. Р-871, оп. 1, д. 39, л. 1.}. В Рени часто выступали театральные коллективы Одессы, Киева и других городов страны. На заботу партии и правительства о развитии края, о благосостоянии советских людей трудящиеся города отвечали самоотверженным трудом. Рабочие паровозного депо, например, задание четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства выполнили за 4 года и 7 месяцев, рабочие порта — за 4 года и 10 месяцев. По сравнению с 1946 годом переработка грузов в Ренийском порту в 1950 году возросла на 87,4 проц., а наливных грузов — в 3,3 раза; производительность труда увеличилась втрое{Одесский облпартархив, ф. 5809, оп. 2, д. 10, л. 2.}. К 1950 году трудящиеся Рени успешно завершили восстановление народного хозяйства, разрушенного во время войны.

Пятидесятые годы стали периодом бурного развития города. Новое оснащение получили транспортные предприятия. Построены перегрузочные пункты железнодорожного узла. В Ренийском порту развернулось строительство новой причальной линии, складов, затона для отстоя судов, получены десятки порталь-/687/ных кранов, автопогрузчиков. Наращивала мощности местная промышленность: промкомбинат, комбинат промпродтоваров, комбинат коммунальных предприятий, маслозаводы и др. Вступил в строй новый кирпичный завод мощностью 2,8 млн. штук кирпича в год, увеличилась добыча бутового камня.

Сороковую годовщину Великого Октября труженики Рени ознаменовали досрочным завершением плана 1957 года. Только в юбилейном году железнодорожники провели 1734 тяжеловесных поезда, превысив годовое задание на 34 проц., сформировали скоростным методом и отправили 723 поезда. Внедрение механизированной переработки грузов, достигшей 99,5 проц. скоростной обработки судов, пакетного способа перевозок позволило коллективу Ренийского торгового порта выйти в 1-м и 3-м кварталах победителем Всесоюзного социалистического соревнования{Одесский облпартархив, ф. 5809, оп. 12, д. 2, л. 6, 9; оп. 14, д. 10, л. 3, 4.}.

В 1958 году укрупнен колхоз им. Чапаева, к которому была присоединена рыболовецкая артель «28 июня». Хозяйству передали рыбоцех и приемные пункты. Добыча рыбы увеличилась, повысилось качество продукции. На восточной окраине города появился кормосовхоз; на его базе позднее были созданы совхозы «Придунайский» и откормочный{Там яке, оп. 14, д. 2, л. 11. 12; оп. 16, д. 2, л. 19.}. Была основана межколхозная строительная организация.

Много сделано в деле благоустройства города, улучшения снабжения его электричеством и водой: пущена дизельгенераторная установка, отремонтированы электросеть, мостовые, тротуары, проложено около километра водопровода, установлено шесть водоразборных колонок, заасфальтированы и озеленены улицы 28 июня и Советская. Развернулось жилищное строительство. Новые помещения получили детские ясли, родильный дом, акушерский пункт. Расширилась торговая сеть.

Из года в год растет и развивается экономика придунайского города Рени. Сегодня в нем действуют четыре транспортных, четыре строительных и три промышленных предприятия. Промышленно-экономическое лицо города — крупного транспортного узла юга страны — определяют порт и железная дорога. Порт оснащен достаточным количеством перегрузочных механизмов, портальными и плавучими кранами, авто- и электропогрузчиками, располагает механизированными складскими помещениями и причалами. В 1964 году построены новые пассажирские причалы и вокзал. За 1944—1977 гг. стоимость основных фондов порта увеличилась с 50 тыс. руб. до 50 млн. руб., т. е. в тысячу раз.

В настоящее время Ренийский морской порт входит в число десяти крупнейших в стране, является портом 1-й категории. Быстрый рост экономических связей между СССР и придунайскими странами, странами Ближнего и Среднего Востока, рост транспортных перевозок Дунай — море, кроме того, выгодное географическое положение, способствуют тому, что Ренийский торговый порт занимает первое место по грузообороту среди портов придунайских стран и четвертое — среди портов Министерства Морского Флота СССР по объему грузоперевалок. Изменились и качественные показатели его работы. В 1977 году механизация погрузочно-разгрузочных работ превысила 96 проц. Рени связан с 33 портами Дуная, Черного и Средиземного морей. На его причалах реют флаги судов из Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Югославии, а также Австрии, Греции, Сирии, Турции, Италии и других стран.

Большие изменения произошли в составе коллектива портовиков. Если в 1945 году здесь работали 5 человек с высшим образованием и 7 — со средним специальным образованием, то в 1977 году — соответственно 93 и 156. В вузах и техникумах продолжают образование 84 работника, в школах рабочей молодежи — 86. Ежегодно в учебном комбинате порта получают рабочие профессии 500—600 человек, повышают квалификацию 300—400 человек. Средняя заработная плата портового рабочего с учетом выплат из фонда материального поощрения возросла за девятую пятилетку со 195 до 222 руб. В фонд экономического стимулирования ежегодно отчисляется до 1 млн. рублей{«Знамя коммунизма», 28 апреля 1976 г.}.

Развернулось в порту движение рационализаторов. За годы девятой пятилетки подано 720 рационализаторских предложений, экономический эффект от внедрения которых составил 690 тыс. руб. По примеру докеров Ильичевского порта широко применен опыт укрупненных бригад, в которых занято более половины портовых рабочих.

Большое распространение получило комплексное соревнование докеров и экипажей судов с железнодорожниками и автомобилистами. В девятой пятилетке коллектив порта тринадцать раз выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании, занимая призовые места. По объему грузопереработки порт завершил девятую пятилетку 17 июня 1975 года. Бригада № 9, возглавляемая Л. П. Щербой, выступила инициатором соревнования «Пятилетку — за 3,5 года» и завершила ее за 3 года и 3 месяца. Приняв повышенные обязательства, коллектив до конца пятилетки выполнил еще два годовых плана. В комплексной бригаде № 58, работающей на перегрузке колесной техники, все 26 рабочих овладели смежными профессиями и успешно заменяют друг друга на рабочих местах. Коллектив к 1 января 1975 года выполнил план девятой пятилетки. 129 лучшим портовикам присвоено звание ударника девятой пятилетки. 285 человек за трудовые успехи награждены орденами и медалями СССР, 75 труженикам вручена медаль «Ветеран труда». 900 передовиков удостоены звания ударника коммунистического труда. Орденом Ленина награждены крановщики И. Г. Боярский и М. С. Корнеев, бригадир докеров-механизаторов Л. П. Щерба./688/

С портом тесно, связана работа железнодорожного узла. Его развитию способствовал значительный рост внешнеторговых связей СССР со странами — членами СЭВ, странами Ближнего Востока. К 1975 году произведена реконструкция станции, построены парк приема вагонов, грузовой двор. Сооружено новое локомотивное депо для мощных тепловозов. С внедрением тепловозной тяги средний вес грузового поезда по сравнению с 1950 годом увеличился в 3,1 раза. Все это позволило успешно освоить возросший объем перевозок, значительно повысить производительность труда, которая только за годы девятой пятилетки возросла на 26,9 проц. За десятую пятилетку грузопереработка на железнодорожном узле возрастет на 17,2 проц.

С развитием хозяйства узла росли и его труженики. Если в 1950 году здесь работали 1 инженер и 5 техников, то сегодня на предприятиях узла трудятся 23 специалиста с высшим и 132 со средним техническим образованием. 67 железнодорожников удостоены правительственных наград. Машинист-инструктор В. И. Морозюк, кавалер орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, был делегатом XXV съезда Компартии Украины, избран членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Украины. За годы девятой пятилетки капиталовложения в строительство объектов народного хозяйства и жилья в Рени составили 23 млн. руб., что в полтора раза больше, чем за восьмую пятилетку.

В порту построено и введено в эксплуатацию 276 погонных метров причалов, строители сдали 11 118 кв. метров полезной жилой площади. Коллективы Ренийского межколхозного дорожно-строительного участка, ремонтно-строительного участка порта и др., объединяющие около тысячи работников, досрочно завершили пятилетку.

Дальнейшее развитие в городе получила местная промышленность. Ренийский райпищекомбинат объединяет цехи — хлебный, безалкогольных напитков. На комбинате трудится мастер хлебного цеха. М. Г. Корниенко, удостоенная ордена Ленина. В городе работают также тарно-рыбный цех Измаильского рыбозавода, производственный участок Измаильского мясокомбината, цехи Измаильского молокозавода и Измаильской фабрики хозяйственных изделий. Имеется типография. Значительных производственных успехов достигли и труженики рыболовецкого колхоза им. Чапаева. Это крупное хозяйство, оснащенное современными орудиями лова, объединяет три рыбоучастка района — Орловский, Лиманский и Ренийский. 230 рыбаков ведут добычу в составе семи бригад и успешно справляются с производственными заданиями. Большую заботу проявляют рыбаки и о воспроизводстве рыбных запасов, ежегодно запуская в Кагул и Картал 3,5 млн. штук мальков карпа, белого амура, толстолобика и других пород: колхоз довел среднегодовую добычу рыбы до 4,4 тыс. центнеров.

Сельскохозяйственное производство представлено двумя специализированными совхозами. За совхозом «Придунайский», основанным в 1958 году, закреплено 465 га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 265 га пахотной земли. Хозяйство специализируется на выращивании винограда и посадочного материала. Со времени основания совхоз дал хозяйствам свыше 54 млн. виноградных саженцев, почти 20 млн. из них — первого сорта. Ренийский откормочный совхоз (1885 га сельскохозяйственных угодий, из них пахотной земли — 1582 га), специализируется на производстве свинины и говядины. За годы девятой пятилетки в хозяйстве произведено около 1,2 тыс. тони мяса. К концу десятой пятилетки среднегодовое производство мяса будет доведено до 540 тонн.

В честь XXV съезда КПСС о досрочном завершении пятилетки рапортовали коллективы 8 предприятий, совхозов, 20 комплексных бригад портовых рабочих, 8 бригад механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ, 45 локомотивных бригад депо, две строительные бригады. Досрочно закончили выполнение личных планов девятой пятилетки 650 тружеников. За успехи в социалистическом соревновании и проявленную трудовую доблесть 260 передовиков удостоены правительственных наград, свыше 700 человек награждены знаком «Победитель социалистического соревнования», 200 — удостоены звания ударника девятой пятилетки.

Население города и района обслуживают быткомбинат и межколхозный комбинат коммунальных предприятий. При горбыткомбинате имеются мастерские: швейные, индивидуального пошива обуви, по пошиву головных уборов, по ремонту бытовых машин и приборов, изготовлению металлоизделий, мебели, а также химчистка, прачечная, пункт проката и др. В 1975 году комбинат оказал услуг в среднем на одного жителя города на 15 руб. 45 копеек.

Все улицы города заасфальтированы, освещены, введены в эксплуатацию 3 км канализации, центральная котельная. Водопроводная сеть города с 286 метров в 1944 году расширена к 1977 году до 30 км. Только за девятую пятилетку построено 33,6 тыс. кв. метров жилья, в т. ч. индивидуальными застройщиками — 10 тыс. кв. метров. В квартирах горожан установлено 4826 газовых плит. Открыты внутригородские автобусные маршруты. Вступила в строй АТС, пущен телевизионный ретранслятор. В 1975 году сданы в эксплуатацию узел связи, гостиница на 60 мест. Только на благоустройство города в девятой пятилетке израсходовано 1238 тыс. рублей.

Товарооборот торговой сети города (120 точек) достиг 8 млн. руб. Большим спросом пользуются автомашины, мотоциклы, холодильники, телевизоры. В центре города расположен новый универмаг, построенный по типовому проекту.

До установления Советской власти в Рени работали только один врач и два фельдшера. Такие болезни, как трахома, туберкулез, сыпной тиф были широко распространены среди населения. Проявляя заботу о здоровье людей, советское правительство помогло соз-/689/

Новые жилые кварталы города Рени. 1977 г.

Новые жилые кварталы города Рени. 1977 г.

дать в районе сеть лечебных и оздоровительных учреждений. В городе действуют центральная районная больница на 260 коек с хирургическим, гинекологическим, родильным, терапевтическим, инфекционным, детским отделениями; больница водников на 100 коек (отделения: хирургическое, терапевтическое, гинекологическое). Амбулаторную помощь населению оказывают поликлиники — районная и водников, железнодорожная амбулатория. Имеются две санэпидстанции — районная и торгового порта. Всего в городе трудятся 383 медицинских работника, в т. ч. 76 врачей. В 7 детских дошкольных заведениях воспитываются около 1,4 тыс. детей.

Большие перемены за годы Советской власти произошли и в области народного образования. В настоящее время в городе работают три средние и три восьмилетние школы, в которых обучаются 3165 учеников. Школу рабочей молодежи посещают 166 юношей и девушек. Значительно улучшился качественный состав педагогических кадров. В школах работают 210 учителей. За отличные показатели в учебно-воспитательной работе 52 учителя награждены орденами и медалями СССР. Почетное звание заслуженного учителя УССР присвоено М. Л. Левицкому.

В Ренийской музыкальной школе 34 преподавателя обучают 400 детей. На базе этой школы созданы университет культуры, детская филармония. В кружках дома пионеров, станции юных техников, в секциях детской спортивной школы занимаются более 1,5 тыс. детей и подростков.

В городе имеются все условия для содержательного проведения досуга трудящихся. Действуют дом культуры со зрительным залом на 350 мест, клубы моряков и железнодорожников с залами на 300 мест каждый. При них работают 22 кружка художественной самодеятельности. Танцевальный коллектив районного дома культуры, неоднократно участвовавший в областных и республиканских фестивалях, в 1973 году удостоен звания народного коллектива. Хор дома культуры в 1973 году завоевал первое место и серебряную медаль на республиканском смотре самодеятельных художественных коллективов. Пять массовых библиотек с книжным фондом свыше 120 тыс. экземпляров посещают 11 тыс. читателей. Демонстрация кинофильмов происходит в городском кинотеатре, в клубах моряков и железнодорожников.

Многие торжества и народные праздники ренийцы отмечают у памятника В. И. Ленину. К 30-летию Победы над фашистской Германией в центральном парке воздвигнут мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто». Здесь же сооружен и памятник воинам-парашютистам, погибшим на территории района в годы Великой Отечественной войны. На пяти плитах высечены имена погибших десантников и воинов-земляков. У мемориального комплекса горит Вечный огонь. По сложившейся традиции молодожены в день свадьбы возлагают цветы у памятника В. И. Ленину и у мемориального комплекса. Здесь проводится прием в пионеры, вручаются комсомольские билеты.

Почетом и вниманием окружены в городе 506 ветеранов Великой Отечественной войны, отмеченных правительственными наградами. Всего же в Рени награжденных около тысячи человек. Об их подвигах рассказывают экспонаты музея боевой и трудовой славы, созданного на общественных началах в порту. После реконструкции центральной площади города в здании бывшего собора началось оборудование историко-краеведческого музея.

Крепнут и развиваются интернациональные связи тружеников города с трудящимися стран социалистического содружества. Ренийские докеры соревнуются со своими коллегами из портов Лом (НРБ), Дунауйварош (ВНР). Моряки иностранных судов, прибывающих в порт Рени, посещают предприятия и учебные заведения города, знакомятся с сельскохозяйственным производством в селах района. Большую работу по пропаганде/690/

Заседание постоянной комиссии по промышленности, строительству, связи и благоустройству исполкома Ренийского районного Совета депутатов трудящихся. Рени, 1976 г.

Заседание постоянной комиссии по промышленности, строительству, связи и благоустройству исполкома Ренийского районного Совета депутатов трудящихся. Рени, 1976 г.

советского образа жизни ведет Ренийский клуб интернациональной дружбы моряков.

Во главе всей социально-политической жизни города стоит городская партийная организация. В ее составе 1474 члена КПСС, объединенных в 65 первичных партийных организациях. Созданная в ноябре 1940 года, она проводит большую работу по мобилизации трудящихся на выполнение решений Коммунистической партии и Советского правительства. Крупнейшими в городе являются партийные организации морского торгового порта (432 коммуниста), железнодорожного узла (266 коммунистов), пищекомбината, нефтебазы. Численность коммунистов в городе увеличивается за счет приема в партию передовых представителей рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Только в период между XXIV и XXV съездами партии стали коммунистами 250 человек, среди них 72 проц. составляют рабочие и колхозники; 38 проц.— женщины. Подавляющее большинство членов КПСС трудится в сфере материального производства.

В Ренийском городском Совете народных депутатов работают 72 народных избранника. 48 депутатов — рабочие, 35 — женщины; 35 депутатов являются коммунистами, 15 — комсомольцами. В 1977 году на развитие Рени из бюджетов городского и районного Советов было использовано 2871 тыс. руб., в т. ч. на народное образование — 1397 тыс., на здравоохранение — 763 тыс., на культурно-массовую работу — 133 тыс. и на благоустройство города — 577 тыс. руб. При городском Совете созданы и работают постоянные комиссии: промышленности, транспорта и связи, коммунально-бытовая, культуры и здравоохранения, по сельскому хозяйству и охране природы, торговли и общественного питания, планово-бюджетная и мандатная.

Одной из наиболее массовых общественных организаций являются профсоюзы. Они объединяют около 10 тыс. человек. Профсоюзные организации проводят большую работу по развитию социалистического соревнования, по улучшению условий труда и быта трудящихся. Особенной целеустремленностью и эффективностью отличается деятельность портового комитета профсоюза и объединенного месткома железнодорожного узла. Большое внимание профсоюзы уделяют оздоровлению трудящихся и их детей. В 1977 году в санаториях, домах отдыха и других лечебно-профилактических учреждениях отдыхали около 2,2 тыс. ренийцев, на что израсходовано 280 тыс. руб. В пионерских лагерях побывали 1200 школьников.

Городская комсомольская организация объединяет 62 первичные организации, в которых состоят на учете 2,8 тыс. членов ВЛКСМ. На предприятиях и в совхозах работают 40 комсомольско-молодежных коллективов. Комсомольские организации района проводят значительную работу по трудовому и политическому воспитанию молодежи.

В соответствии с генеральным планом застройки города в годы десятой пятилетки за счет государственных и ведомственных ассигнований интенсивно ведется жилищное строительство. Улучшается транспортное обслуживание, реконструируются здание аэропорта и взлетно-посадочная полоса, которая обеспечит прием реактивных самолетов. Вступили в строй действующих новая городская АТС и телевизионный ретранслятор с усиленной аппаратурой. Значительный объем работ выполняется по дальнейшему улучшению водоснабжения, отопления, электрификации, по благоустройству улиц.

Труженики Репи, как и все советские люди, принимали активное участие в обсуждении проекта Конституции СССР, с глубоким удовлетворением встретили решение внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва об утверждении Основного Закона страны. С большим творческим подъемом трудятся ренийцы над осуществлением намеченной XXV съездом КПСС программы экономического и социально-политического развития Советской страны.

Г. М. Лункин, |И. П. Рожков|, Т.Е. Самборская


<< Том Одесская область, стр. 678-690 >>