О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Котовск,
Котовский район - Одесская область

Одесская обл.

Котовский район
  Котовск
  Алексеевка
  Борщи
  Великий Фонтан
  Гонората
  Качуровка
  Климентово
  Косы
  Куяльник
  Липецкое
  Любомирка
  Нестоита
  Новоселовка
  Петровка
  Станиславка
  Старая Кульна
  Чапаевка




История национального движения Украины Малорусская Народная Историческая Библиотечка
Страница памяти жертв Талергофа и военного террора во время I-ой Мировой Войны в Галичине Вестник юго-западной Руси


Щеголев С.Н., История "украинского" сепаратизма

Без права на реабилитацию. В 2 томах.

Русская Галиция и "мазепинство"



Почтовый индекс: 66300
Тип населённого пункта:
Украинское название: Котовськ
Старые названиядо 1935 г. - Бирзула



<< Том Одесская область, стр. 566-579 >>

/566/

Котовск (до 1935 г. — Бирзула) — город (с 1938 г.) областного подчинения, центр района. Расположен на левом берегу Ягорлык, в 188 км к северу от Одессы. Узел Одесско-Кишиневской железной дороги.

Территория нынешнего города сложилась из села Бирзулы, одноименного пристанционного поселка (слились в первой четверти XX в.), а также сел Лунчи, Михайловки и Виноградовки, отнесенных к городу в июле 1938 года.

Первые поселенцы — крестьяне, бежавшие с Правобережной Украины от гнета польской шляхты, появились здесь во второй половине XVIII в. Они основали село Бирзулу, где насчитывалось около трех десятков глинобитных хат и землянок. Впервые она упоминается в турецких письменных источниках под 1779 годом в числе других населенных пунктов Дубоссарской райи{Грибоедова Г. Л. Котовск. Одесса, 1963, с. 6.}. Топоним Бирзула — тюркского происхождения.

образовался путем слияния слов «бир» — дань, подать, налог и «зюла» — урочище, запечатлев положение первых поселенцев, на которых была распространена система налогов и повинностей, установленная в контролируемом турками крае. Жители села занимались земледелием — выращивали пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, бахчевые культуры, виноград, а также животноводством — разводили рогатый скот, овец, свиней. После подписания в 1791 году Ясского мирного договора, по которому земли между Бугом и Днестром отошли к России, Бирзула начала быстро расти за счет притока населения из Подольской и других губерний страны. В 1795 году здесь насчитывалось 102 двора с 412 жителями (202 — мужского пола и 210 — женского) .{Результаты подворной переписи Ананьевского уезда 1886—1887 гг. Херсон, 1889, с. 16.}./567/

В начале XIX в. крестьяне Бирзулы попали в крепостную зависимость. Большой массив плодородных земель перешел к княгине Конталадзиной{Загоруйко В. А. По страницам истории Одессы и Одесщины, вып. 1. с. 124.}; в распоряжении жителей села остались крохотные наделы. Жестокие формы барщины, частые неурожаи, рекрутчина подорвали маломощные крестьянские хозяйства, а с течением времени и вовсе разорили их. Бирзула начала приходить в запустение. Население было неграмотным, медицинской помощи не получало, поскольку единственный на всю округу врач находился в Дубоссарах и его услугами могла пользоваться только зажиточная часть крестьян. Полуголодное нищенское существование приводило к высокой смертности, особенно среди детей.

Грабительская реформа 1861 года не внесла существенных изменений в материальное положение крестьян Бирзулы. Обремененные высокими выкупными платежами и государственными податями, они, как и прежде, страдали от нищеты и голода. По данным переписи 1886—1887 гг., в селе вместе с близлежащими тремя малолюдными хуторами насчитывалось 204 двора, где проживали 939 человек (192 двора с 859 жителями — в селе и 12 дворов с 80 жителями — на хуторах). 68 хозяйств были безземельными; в распоряжении остальной части крестьянства находилось всего 176,6 десятины. Располагая незначительным количеством рабочего скота (122 лошади и 70 волов), а также примитивной землеобрабатывающей техникой (несколько хозяйств еще пахали деревянным плугом), крестьяне Бирзулы получали мизерные урожаи и не имели средств для внесения установленных после реформы выкупных платежей. К середине 80-х годов более двух десятков бедняков вынуждены были уйти на заработки, многие попали в зависимость к кулакам, часть жителей села превратилась в ремесленников{Результаты подворной переписи Ананьевского уезда 1886—1887 гг., с. 16. 96, 214, 215. 420.}.

Важную роль в экономическом развитии Бирзулы сыграла построенная в середине 60-х годов железная дорога Одесса — Балта{История Украинской ССР. т. 1, с. 465.}. Во время строительства ее в 2 км от села вырос поселок железнодорожников под названием Бирзуловский. Прежде здесь размещалась Липецкая почтовая станция, в 1859 году она состояла из трех дворов, где проживали 25 человек. В 1887 году в железнодорожном поселке насчитывалось 474 жителя, имелось 19 домов, 8 хат и 21 землянка. Из-за большой скученности люди жили в антисанитарных условиях, по нескольку семей в одном доме{Результаты подворной переписи Ананьевского уезда 1886—1887 гг., с. 17.}.

В 1867 году в поселке открылось локомотивное депо, которое имело в эксплуатации шесть паровозов, были построены железнодорожные мастерские, здание вокзала и деревянные платформы. В депо работали 86 человек. С каждым годом грузооборот станции возрастал, увеличивался поток грузов, особенно зерна, которое транспортировалось в Одесский порт для отправки на экспорт.

По данным 1895 года, в селе Бирзуле имелись кирпичный завод, четыре лавки, корчма, а на станции и в поселке Бирзуловском — паровая мельница, винный погреб, оптовый склад винных и спиртных напитков, пять лавок, метеостанция{Список населенных мест Херсонской губернии и статистические данные о каждом поселении. Херсон, 1896, с. 1083, 1084.}. Как постоянные рабочие, так и поденщики, занятые на погрузочно-разгрузочных, ремонтных и других работах, подвергались жестокой эксплуатации со стороны предпринимателей и подрядчиков. Они вынуждены были работать по 12—15 часов в сутки, довольствоваться зарплатой, которой едва хватало на пропитание.

Бирзула в 80—90-е годы являлась одним из крупных рынков найма рабочих. В. И. Ленин в своем труде «Развитие капитализма в России», анализируя рост земледельческого пролетариата, в числе других рынков, где собирались тысячи рабочих и куда съезжались наниматели, назвал Бирзулу. В надежде найти работу сюда прибывали люди из различных районов Украины, России, Молдавии. По воскресеньям здесь собиралось свыше 9 тыс. человек{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 3, с. 238.}.

В ожидании найма пришлые жили под открытым небом, питались, кто как мог, чаще голодали. В 1894 году земство открыло в Бирзуле пункт общественного питания{Лугова О. І. Сільськогосподарський пролетаріат півдня України в період капіталізму, с. 144.}. Одна из газет того времени так писала о нем: «Много голодного люда теснится возле кухни, просят хотя бы немного борща или хлеба, чтобы утолить голод. Другие берут один обед на двоих-троих»{«Южное обозрение» (Одесса), 25 декабря 1896 г.}.

Но далеко не всегда желающим получить работу удавалось сразу найти ее. Многим из них приходилось долго блуждать по пыльным дорогам от села к селу. Большой наплыв рабочей силы давал возможность помещикам и кулакам при найме диктовать свои условия, вынуждать батраков за мизерную плату работать в течение всего светового дня.

Бедственное положение вызывало у рабочих Бирзулы возмущение капиталистическими порядками, приводило к мысли о необходимости объединения усилий для борьбы за улучшение условий жизни и труда. Тесное общение местных рабочих с прибывшими из центральных районов России способствовало росту их классового самосознания. Большое влияние на повышение политической активности трудящихся Бирзулы оказали «Южнороссийский союз рабочих» и другие рабочие кружки, возникшие в Одессе в 70-е годы{Першина З. В. Очерки истории революционного движения на Юге Украины, с. 134, 162.}. В Бирзулу доставлялись нелегальная литература, прокламации. В ноябре 1876 года жандармы обнаружили на станции ящик с запрещенной литературой — произведениями Н. Г. Чернышевского и другими издания-/568/ми. Несмотря на длительное следствие, полиции не удалось установить владельца этого ящика{ЦГИА УССР в Киеве, ф. 419, оп. 1, д. 183, л. 3.}.

Тесную связь с бирзульскими рабочими в начале XX в. поддерживали большевики Одесского железнодорожного узла. Они разъясняли цели и задачи Российской социал-демократической рабочей партии, доставляли в Бирзулу марксистскую литературу, призывали трудящихся к борьбе против царского самодержавия.

Когда весть о расстреле 9 января 1905 года мирной демонстрации рабочих в Петербурге дошла до Бирзулы, рабочие паровозного депо и железнодорожных мастерских, собравшись на митинг, выразили гневный протест против кровавого преступления царизма. В апреле того года на станции были распространены прокламации, призывавшие рабочих к общей забастовке, крестьян — к восстанию против помещиков, к самочинному захвату помещичьих земель, а солдат — к поддержке рабочих в борьбе с царизмом. Революционные прокламации распространялись здесь и в начале июня 1905 года. В них Одесский комитет РСДРП призывал рабочих к борьбе против царского самодержавия{Одесский облгосархив, ф. 634, оп, 1, д. 232, л. 345; д. 233, л. 69.}. В начале октября 1905 года в Бирзуле возник первый революционный кружок, ставивший своей задачей борьбу против эксплуатации и угнетения трудящихся. В него вошли наиболее сознательные рабочие{3ецкер А. 1905 рік на Поділлі, ч. 2, с. 91.}. Кружок проводил работу под руководством узлового бюро РСДРП Юго-Западной железной дороги. В извещении бюро (июнь 1905 г.) о созыве узловой партийной конференции был указан и делегат из Бирзулы{Второй период революции. 1906—1907 гг., ч. 2. Май—сентябрь 1906 года, кн. 3. М., 1963, с. 78.}.

В ходе революционных событий 1905 года повышалась идейно-политическая закалка бирзульских рабочих, крепли их организованность и пролетарская солидарность. Эти качества особенно ярко проявились во время Октябрьской всероссийской политической стачки и в последующих событиях. В начале октября 1905 года в Бирзуле состоялся митинг, на котором выступили представители большевистских организаций Киева и Одессы, а также местный железнодорожный телеграфист Т. В. Катарос, призвавшие рабочих к сплочению своих рядов для борьбы с угнетателями. На митинге было принято решение поддержать выступление российского пролетариата, объявить общую забастовку, для руководства которой избрали стачечный комитет. Забастовка продолжалась четыре дня. Остановилась работа в депо и мастерских; 12 октября полностью прекратилось движение поездов между Одессой и Бирзулой{Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года, ч. 1. М.— Л., 1955, с. 338.}. Спустя месяц на станции образовался профсоюз рабочих депо и телеграфа, который активно отстаивал права трудящихся.

Вооруженное восстание московского пролетариата в декабре 1905 года, возглавляемое большевиками, бирзульские железнодорожники поддержали новой забастовкой. Как сообщал заместитель начальника Юго-Западной железной дороги, 16 декабря 1905 года движение пассажирских поездов на участке Бирзула — Жмеринка с трудом поддерживалось с помощью военной охраны. К бастующим присоединились служащие станции, телеграфисты. Газета «Коммерческая Россия» писала в те дни, что в связи с забастовкой бирзульских телеграфистов их работу выполняли военные саперы{Высший подъем революции 1905—1907 гг. Вооруженные восстания. Ноябрь — декабрь 1905 года, ч. 1. М., 1955, с. 80, 267.}.

В декабрьские дни 1905 года борьбу бирзульских железнодорожников возглавили большевики — рабочие Главных железнодорожных мастерских в Одессе. Они наладили бесплатное питание для нуждающихся рабочих, оказывали им помощь деньгами{Из истории Одесской партийной организации, с. 84.}.

В 1905—1907 гг. члены бирзульского революционного кружка продолжали поддерживать тесную связь с Одесским комитетом РСДРП, получали от него и распространяли марксистскую литературу, газеты, листовки. Летом 1906 года при осмотре вещественных доказательств, изъятых у арестованного одессита А. В. Зелинского, были установлены его связи с телеграфистами станции Бирзула И. С. Трочинским, П. Голоком, Г. Т. Кошулинским{Второй период революции. 1906—1907 гг., ч. 2. Май—сентябрь 1906 года, кн. 3, с. 213.}. Кружок проводил активную пропагандистскую работу. Благодаря приобретению гектографа, а позже — шрифта и печатного станка, появилась возможность размножать листовки на месте и распространять их среди жителей села, в вагонах воинских эшелонов. В ночь на 9 августа 1906 года в Бирзуле на стенах некоторых зданий, на базарной площади были расклеены прокламации, призывавшие продолжать революционную борьбу{Одесский облгосархив, ф. 634, оп. 1, д. 318, л. 269.}.

После поражения революции 1905—1907 гг. начались аресты и преследования участников революционного движения. Были уволены наиболее активные рабочие депо и железнодорожных мастерских, арестованы члены кружка. Значительно ухудшилось экономическое положение трудящихся: резко снизилась заработная плата, увеличилась продолжительность рабочего дня.

Однако годы реакции не сломили боевой дух рабочих Бирзулы. Они готовились к новым битвам против эксплуататорского строя.

В 1895 году Бирзула стала волостным центром Ананьевского уезда. В селе и пристанционном поселке тогда было 516 дворов, 1957 жителей{Список населенных мест Херсонской губернии и статистические данные о каждом поселении, с. 1083.}. По данным всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года, в Бирзуле насчитывались 791 двор, 3880 жителей, в пристанционном поселке — 1347 дворов и 5758 жителей{Список населенных мест Херсонской губернии. Александрия, 1917, с. 249.}.

/569/Некоторые изменения произошли в медицинском обслуживании населения. В 1884 году на станции Бирзула ввели штатную должность железнодорожного врача. Однако он выполнял главным образом административные функции, ближайшая же больница находилась в Ананьеве. В 1913 году на станции открылся приемный покой на две койки{Обзор Херсонской губернии за 1913 год. Херсон, 1914, с. 64.}; в 1916 году в селе была оборудована земская больница на 15 коек, где работали врач и два фельдшера. С 1911 года на станции функционировала аптека, в селе — ветеринарная лечебница{Памятная книжка Херсонской губернии на 1911 год, ч. 1. Херсон, 1911, с. 214.}.

В 1882 году в пристанционном поселке открылось двухклассное железнодорожное училище. Здесь обучались 180 детей (100 мальчиков и 80 девочек). К 1908 году число учащихся достигло 580 человек{Список населенных мест Херсонской губернии и статистические данные о каждом поселении, с. 1083: Одесский облгосархив, ф. 42, оп. 35, д. 1291, л. 381.}. В 1887 году на станции начала работать платная библиотека, в читальном зале которой по воскресным дням проводились публичные чтения. В библиотеке насчитывалось 1100 книг{Систематический каталог книг библиотеки служащих на станции Бирзула, К. 1898.}. В 1888 году в селе открылась школа грамоты, занятия в которой вели священник и псаломщик{Список (в алфавитном порядке) школ церковноприходских и школ грамоты Херсонской епархии за 1894—1895 учебный год. Одесса, 1895, с. 72.}. По данным 1911 года, здесь действовало также земское двухклассное училище, где обучалось около 200 человек{Памятная книжка Херсонской губернии на 1911 год, ч. 1, с. 217.}. В 1913 году на средства местного общества учебных заведений было учреждено четырехгодичное частное высшее начальное училище на 300 человек; за обучение в нем с каждого учащегося взималась плата в размере 100 руб. в год{Одесский облгосархив, ф. 42, оп. 35, д. 1291, л. 373—390; д. 1486, л. 20.}. Совершенно очевидно, что учиться здесь могли только дети зажиточной части населения. В трех учебных заведениях работали 20 учителей.

Тяжким бременем легла на плечи трудящихся первая мировая война. Большинство трудоспособных мужчин мобилизовали на фронт. Для нужд войны у крестьян отобрали рабочий скот, сбрую, повозки. Все это отрицательно сказалось на состоянии крестьянских хозяйств, привело к обнищанию и разорению бедноты. Персонал Бирзульского железнодорожного узла работал по режиму военного времени, так как дорога была перегружена идущими на фронт грузами. Бедственное положение трудящихся усугублялось неуклонным ростом цен на промышленные и продовольственные товары: на втором году войны они увеличились почти в два раза.

Недовольство бирзульцев политикой царского самодержавия продолжало нарастать. На станции распространялись прокламации, в которых разъяснялась суть империалистической войны, ее грабительский характер. Воззвания большевиков находили понимание и поддержку широких масс трудящихся. В августе 1914 года за антивоенную агитацию в железнодорожных мастерских был арестован и привлечен к судебной ответственности бирзульский рабочий И. В. Прусс. Вечером 27 февраля 1917 года в Бирзулу пришло сообщение о свержении царского самодержавия. 3 марта общее собрание железнодорожников избрало общественный комитет — орган буржуазного Временного правительства. По требованию революционно настроенных рабочих комитет разоружил полицию, освободил политических заключенных. Весной 1917 года в Бирзуле создали Совет рабочих депутатов (в состав его исполнительного комитета вошел также военнослужащий местного гарнизона большевик Войцеховский) и Совет крестьянских депутатов. В начале мая оба Совета слились в один Совет рабочих и крестьянских депутатов, который возглавил машинист паровоза большевик В. Ф. Самборский{Борьба и строительство на Юго-Западных железных дорогах за 10 лет. Бирзула в революционные дни 1917—1919 гг. К., 1927, с. 246, 247.}. Члены Совета провели большую работу по разъяснению рабочим и крестьянам сущности политики Временного правительства, не желавшего покончить с войной, дать крестьянам землю, улучшить положение трудящихся. На железнодорожном узле возникли семь профсоюзных организаций, был образован комитет профсоюза железнодорожных рабочих во главе с большевиком Р. Гурским.

Совет рабочих и крестьянских депутатов пользовался популярностью среди населения, трудящиеся обращались к нему по различным вопросам. Согласно решению Совета были созданы отряды Красной гвардии, которые возглавили В. Ф. Самборский, А. А. Синиченко, В. Л. Коваль, сформирована железнодорожная милиция. Во все службы железнодорожного узла Совет назначил комиссаров{Там же, с. 248.}.

С огромной радостью встретили бирзульцы весть о победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Под руководством большевиков развернулась напряженная борьба за переход власти в руки Совета. Процесс установления Советской власти в Бирзуле, как и в целом на Украине, был очень сложным. Это обусловливалось враждебными действиями буржуазно-националистической Центральной рады, предательством меньшевиков и эсеров. Советская власть в Бирзуле установлена 17 января 1918 года. В телеграмме от 25 января 1918 года на имя Одесского Совета рабочих депутатов и Румчерода сообщалось, что «Совет Бирзулы принял резолюцию признать власть Совета Народных Комиссаров Украины»{Одесский облгосархив, ф. Р-3829, оп. 1, д. 100, л. [x].}.

Бирзульский Совет, опираясь на революционную активность трудящихся масс, приступил к осуществлению социально-экономических преобразований на основе декретов, принятых II Всероссийским съездом/570/ Советов. Однако вторжение румынских и австро-германских войск прервало начатую работу. 5 марта 1918 года укрепрайон Бирзулы, которым командовал А. Г. Железняков, принял первый удар подразделений противника, а вскоре здесь развернулись тяжелые бои между частями 3-й Украинской советской армии и войсками оккупантов. В этих боях мужественно сражались сформированные в Одессе отряды бомбистов. Командир одного из них — Дальский пал смертью героя{Гражданская война на Украине. 1918—1920, т. 1, кн. 1, с. 32.}. Вместо с красноармейцами стойко отражал атаки оккупантов отряд черноморских моряков во главе с С. Г. Шмаковым{Моряки в борьбе за власть Советов на Украине (ноябрь 1917—1920 гг.), с. 596.}. Противник, понеся большие потери, отступил, однако вскоре предпринял новое наступление на Одессу. В районе Бирзулы опять завязались бои. Успешно громил врага экипаж бронепоезда «Свобода или смерть!» под командованием коммуниста А. В. Полупанова. Бирзула несколько раз переходила из рук в руки. Однако силы были неравными. 12 марта 1918 года части Красной Армии отступили.

Ворвавшись в Бирзулу, захватчики установили жестокий оккупационный режим, запретили деятельность профсоюзных организаций, проведение митингов, собраний. Начались аресты, репрессии, грабежи, убийства. Пособниками оккупантов выступали украинские буржуазные националисты. Создав фиктивную комиссию по закупке сельскохозяйственных продуктов, гетманцы отбирали у крестьян хлеб и скот{В огне гражданской войны, с. 67.}.

Трудящиеся Бирзулы поднялись на борьбу против иностранных захватчиков и гетманцев. Рабочие станции поддержали Всеукраинскую забастовку железнодорожников, начавшуюся в середине июля 1918 года, образовали стачечный комитет. Но оккупанты сразу же арестовали всех его членов; стачечный комитет пришлось создавать заново. Продолжавшаяся более месяца забастовка бирзульских железнодорожников содействовала развертыванию повстанческого движения, предотвратила вывоз в Германию значительной части награбленного оккупантами народного добра. Под руководством Ананьевского подпольного уездного партийного комитета, установившего связи со стачечным комитетом, на станции были созданы боевые дружины и подрывные группы, которые в августе—сентябре устроили несколько взрывов на железной дороге.

В конце ноября 1918 года под натиском революционных событий в Германии и широкого повстанческого движения на Украине австро-германские войска бежали из оккупированных ими территорий. Ушли они и из Бирзулы. Но вскоре сюда явились петлюровцы. В поселке разместился штаб юго-восточной группы войск Директории. Буржуазные националисты совершали зверские расправы над революционно настроенными рабочими и крестьянами.

По заданию Ананьевского уездного подпольного партийного комитета в петлюровских частях развернули работу большевистские агитаторы; они разъясняли солдатам, обманутым националистическими главарями, антинародный характер политики Директории, разоблачали ее предательские связи с иностранными империалистами. Под влиянием этой агитации многие принудительно мобилизованные крестьяне стали переходить на сторону Красной Армии. В начале марта 1919 года командующий юго-восточной группой петлюровских войск с тревогой доносил в штаб Директории о том, что в районе расположения группы ширится восстание местных большевиков, к которым присоединяются целые части. Вскоре отказ мобилизованных петлюровцами крестьян сражаться против советских войск и переход их на сторону Красной Армии принял массовый характер{Гражданская война на Украине, т. 1, кн. 1, с. 655, 665, 709.}.

Ранней весной 1919 года вокруг Бирзулы возникло кольцо повстанческих районов, где действовали отряды И. З. Богуна-Добровольского, С. Н. Недолуженко, И. К. Дьячишина и др. Они не давали петлюровцам возможности поддерживать регулярное движение поездов на линии Одесса — Бирзула — Жмеринка, непрерывными налетами на гарнизон, расположенный в Бирзуле, деморализовали противника. 8 апреля 1919 года Бирзулу освободили части 1-й Украинской советской дивизии, которой командовал Н. А. Щорс{Там же, с. 726.}.

Сразу же после освобождения здесь была восстановлена Советская власть. Коммунисты создали волостную партийную ячейку во главе с В. Л. Ковалем. Развернул деятельность ревком, председателем которого стал Р. Гурский. Возродились некоторые промышленные предприятия, начали работать магазины. Открылись клуб им. В. И. Ленина и две библиотеки-читальни. Значительную помощь местным большевикам в агитационной работе оказывали опытные агитаторы-коммунисты, откомандированные в Бирзулу с агитпоездом по заданию Одесского губкома КП(б)У.

Однако угроза военной опасности еще не миновала. Коммунистическая партия принимала действенные меры по дальнейшему укреплению Красной Армии и повышению ее боеспособности. Станция Бирзула стала одним из центров формирования новых воинских подразделений, влившихся в состав 45-й стрелковой дивизии под командованием И. Э. Якира.

В начале июля 1919 года, в связи с активизацией петлюровцев и кулацких банд, опасное положение сложилось в районе Жмеринки. Получив сообщение об этом, партийная ячейка Бирзулы создала коммунистический отряд численностью 250 человек, который на бронепоездах им. Ленина и «Республиканец» срочно отбыл на фронт{Радянське будівництво на Україні в роки громадянської війни (листопад 1918 — серпень 1919). Збірник документів і матеріалів. К., 1962, с. 655, 656.}. После двухдневных боев отряд занял станции Юрковка и Журавлевка и у станции Ярошенко соединился с курсантами Киевской школы крас-/571/ных командиров. Начальник боевого участка Жмеринського направления Г. И. Котовский выразил бирзульскому коммунистическому отряду искреннюю товарищескую благодарность{В огне гражданской войны, с. 266, 267.}.

После захвата деникинцами в конце августа 1919 года Одессы и перехода в наступление петлюровских войск, части Южной группы 12-й армии, штаб которой дислоцировался в Бирзуле, оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. 2 сентября в результате упорных боев с численно превосходящими силами противника они вырвались из кольца. Бирзулу захватили деникинцы. Начались аресты и расстрелы советских активистов. Чтобы дать отпор белогвардейцам, многие рабочие и крестьяне ушли в партизанские отряды, созданные Ананьевским подпольным уездным партийным комитетом. Партизаны контролировали участки железной дороги на линиях Раздельная — Бирзула и Бирзула — Балта, взрывали склады с оружием и боеприпасами, пускали под откос вражеские эшелоны. В самой Бирзуле активную работу вела подпольная большевистская группа под руководством В. Ф. Самборского.

В январе 1920 года части Красной Армии освободили Бирзулу от деникинских войск. 13 февраля возобновили деятельность волостной партийный комитет и ревком. Секретарем волостного парткома стал В. Л. Коваль, председателем ревкома — Н. Якубовский{ПА ИИП при ЦК Компартии Молдавии, ф. 5, оп. 1, д. 7, л. 5.}.

Разгром иностранной военной интервенции, белогвардейщины и националистической контрреволюции дал возможность перейти к мирному труду. Одной из первоочередных задач трудящихся Бирзулы стало восстановление железнодорожного транспорта. Созданная в мае 1920 года партийная ячейка локомотивного депо{Одесский облпартархив, ф. 61, оп. 1, д. 9, л. 5.} направила усилия рабочих на быстрейшее введение в строй локомотивного парка, ремонт железнодорожных путей, мостов, восстановление сигнализации, возобновление работы железнодорожных мастерских. С этой целью по инициативе трудящихся было проведено несколько субботников.

В период восстановления разрушенного войной хозяйства приходилось преодолевать огромные трудности. Обусловливались они не только нехваткой запасных частей и материалов, отсутствием топлива, квалифицированных специалистов, но и разгулом кулацких банд, которые нападали на станцию, железнодорожные склады, грабили их, убивали партийных и советских работников, передовых рабочих и крестьян. Бирзульцы приложили много сил, чтобы преодолеть эти трудности. Уже 1 апреля 1920 года на станцию прибыл первый пассажирский поезд, следовавший из Одессы в Киев. Вскоре в депо отремонтировали первый паровоз. Прицепив к нему присланные одесскими железнодорожниками восемь вагонов, бирзульцы сформировали и отправили в рейс пассажирский состав на Харьков. Жители пристанционного поселка приняли массовое участие в заготовке дров, необходимых для паровозных топок; несколько эшелонов их они отправили в Одесу. Возрождалась и местная промышленность. Реконст-

Котовцы на марше. 1920 г.

Котовцы на марше. 1920 г.

Железнодорожники станции Бирзула на субботнике. 1921 г.

Железнодорожники станции Бирзула на субботнике. 1921 г.

рукция завода растительного масла дала возможность увеличить его мощность в два раза. Были построены кирпичный завод, электростанция, здания пищекомбината, райпотребсоюза, райисполкома. В 1923 году в Бирзуле уже действовало 35 небольших предприятий. Важную роль в восстановлении и строительстве новых промышленных и других объектов сыграл организованный в поселке в начале 20-х годов «Союз строительных рабочих», объединивший свыше 500 человек. Под руководством сельской партячейки Бирзулы, созданной 22 мая 1920 года{Там же, д. 8, л. 1, 2.}, началось восстановление сельского хозяйства. Большую помощь крестьянам Бирзулы и окрестных сел оказывали рабочие-железнодорожники, организовавшие специальные бригады по ремонту инвентаря. Благодаря этому весенняя посевная кампания 1921 года прошла успешно, вся земля была засеяна. В 1921 году, когда Поволжье и ряд других районов постиг голод, трудящиеся Бирзулы собрали в помощь голодающим сотни пудов хлеба и других продуктов питания, приняли к себе много осиротевших детей.

В октябре 1922 года в Бирзуле возникла первая земледельческая артель, а спустя некоторое время создано/572/

Члены Бирзульской комсомольской ячейки. 1922 г.

Члены Бирзульской комсомольской ячейки. 1922 г.

еще одно коллективное хозяйство — им. Т. Г. Шевченко. В октябре 1925 года общественную вспашку земли здесь провели на 80 десятинах{Социалистическое переустройство сельского хозяйства Молдавской АССР (1920—1937 гг.), с. 31—33, 221, 370.}.

Партийные и советские органы заботились также об охране здоровья трудящихся и развитии народного образования. Уже в начале восстановительного периода в Бирзуле открылась больница. В 1924—1925 гг. построены помещения для тубдиспансера и медучилища. Работали две неполные средние школы. С 1923 года начал функционировать рабочий клуб. Созданные при нем самодеятельный театр и концертные группы устраивали спектакли, концерты, литературно-музыкальные вечера. Для населения также читались лекции, доклады, проводились атеистические вечера. Коммунисты Бирзулы, направляя усилия трудящихся на успешное решение хозяйственных задач, широко развернули среди рабочих и крестьян политмассовую работу. На железнодорожной станции, в частности, действовали агитационно-лекторский пункт и женотдел.

В 1921 году в поселке насчитывалось 10 партийных ячеек, объединявших 70 членов и 30 кандидатов в члены партии. В июне 1921 года на первом организационном собрании комсомольской ячейки, в котором приняли участие 22 комсомольца, был избран комсомольский комитет{Одесский облгосархив, ф. Р-3829, оп. 1, д. 172, л. 252.}. Комсомольцы вместе с красноармейцами охраняли станцию, принимали участие в борьбе с кулацкими бандами, контролировали выполнение крестьянами продразверстки, вели воспитательную работу среди молодежи.

С февраля 1921 года Бирзула — волостной центр Балтского округа, с марта 1923 года — районный центр Балтского округа, 30 июля 1924 года отнесена к категории поселков городского типа{Государственный архив Одесской области. Путеводитель. Одесса, 1961, с. 367, 371.}.

Огромное значение в жизни украинского народа, как и других народов нашей страны, имело образование Союза ССР. Трудящиеся Бирзулы горячо поддержали и единодушно одобрили решения VII Всеукраинского съезда Советов (10—14 декабря 1922 г.), утвердившего Декларацию о создании Союза ССР. Состоялись митинги и собрания, на которых рабочие, крестьяне, представители интеллигенции выразили желание жить единой дружной семьей с великим русским народом и другими народами нашей страны.

8 октября 1924 года в Бирзуле открылся съезд трудящихся Молдавии, получивший название съезда учредителей (дом № 6 по ул. Заслонова, где проходили заседания, является историко-мемориальным). На съезде рассматривался вопрос об образовании Молдавской Автономной Советской Социалистической республики. С основным докладом выступил Г. И. Котовский. Съезд обратился к Всеукраинскому Центральному Исполнительному Комитету с просьбой об образовании Молдавской АССР в составе Украинской ССР. 12 октября 1924 года сессия ВУЦИК удовлетворила просьбу. С образованием МАССР Бирзула стала одним из ее районных центров{Там же, с. 372.}.

В августе 1925 года в селе Чабанке под Одессой был предательски убит Г. И. Котовский, находившийся там со своей семьей на отдыхе. Его похоронили в Бирзуле, где он провозгласил создание Молдавской АССР, а в годы гражданской войны вместе со своими конниками громил врагов революции. Отдать последний долг герою пришли его боевые друзья, жители Бирзулы, других городов и сел Молдавии и Украины; прибыл также кавалерийский корпус, которым прежде командовал Г. И. Котовский. В мае 1935 года в память 10-летия со дня гибели легендарного героя гражданской войны Бирзула была переименована в Котовск.

В годы довоенных пятилеток в Котовске осуществлены коренные социально-экономические преобразования. Реконструирован и оснащен новейшей техникой железнодорожный узел, ставший одним из крупных железнодорожных узлов страны. Уже к концу 1925 года был значительно превзойден довоенный уровень перевозок грузов. В 1927 году на узле была занята почти треть всего трудоспособного населения поселка. В 1939 году построены мебельная фабрика и маслосырозавод. Начала работать первая на Украине меланжевая фабрика, продукция которой шла на экспорт. Вступил в строй ряд других предприятий.

Сельскохозяйственное производство в экономике Котовска в советский период уже не играло ведущей роли. В нем трудилось не более 15 проц. населения{Міські селища УРСР, с. 18, 116.}. По данным на 1 октября 1927 года, обрабатывалось всего 306 га земли, в т. ч. 161 га пахотной. К 1933 году/573/ в Котовске завершилась коллективизация единоличных хозяйств, на базе существовавших ранее землеобрабатывающих артелей основан колхоз, названный именем инициатора колхозного движения П. И. Ткаченко, погибшего от рук бандитов. В конце 30-х годов бирзульский колхоз слился с колхозом соседнего села Александровки (ныне Куяльникского сельсовета).

В 1932 году организовалась Бирзульская МТС. В 1940 году она располагала 70 тракторами, 20 комбайнами, большим количеством другой сельскохозяйственной техники.

10 июля 1938 года поселок Котовск отнесен к разряду городов. По данным Всесоюзной переписи 1939 года, здесь проживало свыше 17 тыс. человек{ЦГА МССР, ф. 2947, оп. 1, д. 14, л. 188.}. В августе 1940 года с образованием Молдавской Советской Социалистической республики Котовск вошел в состав Одесской области как один из ее районных центров{Государственный архив Одесской области. Путеводитель, с. 375.}.

За годы социалистического строительства значительно повысился материальный и культурный уровень жизни трудящихся Котовска, возросли реальные доходы населения. Кроме продовольственных и промтоварных магазинов, работал универмаг, построенный в 1938 году. Значительно увеличился товарооборот розничной торговли; были осуществлены электрификация и радиофикация поселка, появилось много новых жилых домов.

В довоенный период в Котовске широкое развитие получило здравоохранение. В 1927 году в новом корпусе районной больницы открылись хирургическое, терапевтическое и акушерско-гинекологическое отделения, светолечебница. Количество коек в противотуберкулезном диспансере увеличилось до 75. В конце 30-х годов в райцентре работали также аптека, санитарно-эпидемиологическая и противомалярийная станции. Лечебные учреждения имели 175 коек. Больных обслуживали 40 врачей и 160 специалистов со средним медицинским образованием.

Большие успехи были достигнуты в области культурного строительства. В 1927 году открылись средняя школа и школа рабочей молодежи, в 1929 году — рабфак. С 1930 года начала работать школа ФЗУ, которая готовила квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта. В 30-е годы была полностью ликвидирована неграмотность среди взрослого населения. В 1939 году в Котовске функционировали три средние, две неполные средние и одна начальная школы, где 79 учителей обучали 1630 учеников. Работали также три детских сада. Культурно-просветительную работу проводили клуб железнодорожников, две библиотеки.

Мирную созидательную жизнь трудящихся прервало вероломное нападение на Страну Советов фашистской Германии. Жители Котовска, как и все советские люди, грудью встали на защиту Родины. Мужчины призывного возраста влились в ряды Красной Армии. Днем и ночью велись работы на строительстве оборонительных сооружений — противотанковых рвов, бомбоубежищ, окопов и т. п. Под бомбежками и об-

Г. И. Котовский. 1925 г.

Г. И. Котовский. 1925 г.

стрелами почти круглосуточно трудились для нужд фронта железнодорожники.

6 августа 1941 года гитлеровцы ворвались в Котовск. В течение 965 дней и ночей не прекращались насилия, грабежи, убийства. Жители города оказывали сопротивление захватчикам: срывали графики движения поездов, саботировали распоряжения оккупационной администрации, распространяли антифашистские листовки, уклонялись от отправки на каторжные работы в Германию. Враг неистовствовал. За укрытие раненых красноармейцев, помощь им продуктами и одеждой, а также за саботаж фашисты казнили О. К. Борученко, А. Г. Васаласа, Е. И. Голубкова, Д. И, Донцула, Г. А. Знамировского, Г. Е. Знамировского, С. Л. Ланова, К. И. Новикову, А. С. Падловскую, П. С. Приткуса, П. С. Погорелова и др. За диверсию на железной дороге были расстреляны С. Ф. Кобылецкий и Д. С. Химич{Одесский облпартархив, ф. 11, оп. 45, д. 4, л. 122—126.}. Всего за время оккупации гитлеровцы расстреляли 5 тыс. мирных жителей города и района{Одесса в Великой Отечественной войне Советского Союза, т. 2, с. 53.}.

Фашистские изверги совершили надругательство над прахом Г. И. Котовского. Они разрушили памятник, разбили цинковый гроб, останки героя зарыли вместе с расстрелянными гражданами города. Ордена и почетное оружие — саблю и револьвер — похитили{Одесский облгосархив, ф. Р-1403, оп. 2, д. 18, л. 30. После освобождения города прах Г. И. Котовского был отыскан, опознан и перезахоронен.}.

31 марта 1944 года в результате стремительных действий войск 2-го Украинского фронта город был очищен от гитлеровских захватчиков{«Правда», 1 апреля 1944 г.}. Освобождали его части 25-й и 94-й гвардейских стрелковых дивизий 26-го стрелкового корпуса 53-й армии. В честь советских воинов, павших в боях за Котовск, установлен памятник.

Жители Котовска с первых дней освобождения актив-/574/но помогали советским воинам: в условиях весенней распутицы и бездорожья доставляли боеприпасы, продовольствие, ремонтировали дороги и мосты. Свыше 4 тыс. человек пополнили ряды действующих частей, многие из них закончили свой победный путь в Берлине. 1333 жителя города погибли на полях сражений. За мужество и героизм, проявленные в боях, 2091 человек награжден орденами и медалями СССР. Воспитанник местной школы и ее комсомольской организации К. В. Бочкович (родился в Саврани) удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

К. В. Бочкович входил в отряд морских пехотинцев, который под командованием старшего лейтенанта К. Ф. Ольшанского участвовал в морском десанте при освобождении города Николаева{Ванеев Г. И. Черноморцы в Великой Отечественной войне, с. 324, 325.}. Жители Котовска свято чтут память героя. Его имя носит школа № 6, в которой он учился. Именем Бочковича названа также одна из улиц города, а у школы-интерната, расположенной на этой улице, установлен памятник мужественному воину. Котовчане также свято чтут память отважной женщины-танкиста Героя Советского Союза М. В. Октябрьской, которая накануне войны жила в городе{«Знамя коммунизма». 6 октября 1974 г.}.

Отступая под ударами Красной Армии, фашисты по-варварски разрушили город. Депо представляло собой груды дымящихся руин. Железнодорожные пути, мосты и станция, а также некоторые предприятия были превращены в развалины. Оккупанты сожгли около 300 жилых домов, три школы, детский сад, разграбили МТС{Одесский облгосархив, ф. Р-2238, оп. 1, д. 8, л. 133.}.

После освобождения Котовска от фашистских захватчиков партийная организация города и района развернула большую организаторскую и массово-политическую работу среди населения по оказанию помощи фронту и восстановлению разрушенного хозяйства. 12 августа 1944 года райком партии одобрил инициативу комсомольцев и молодежи по сбору средств в фонд победы. К концу сентября было собрано 112,9 тыс. руб. на строительство отряда торпедных катеров «Одесский комсомолец»{Там же, ф. Р-5726, оп. 1, д. 3, л. 38.}.

С первых дней освобождения начались работы по восстановлению железнодорожных путей, подвижного состава, депо. Уже 12 апреля 1944 года на станцию прибыл первый поезд со стороны Вапнярки с материалами для строительства и ремонта путевого хозяйства. Созданные железнодорожниками строительные бригады работали сутками, без выходных дней. В предельно сжатые сроки они отремонтировали водокачку, подготовили открытую площадку для ремонта паровозов, создали временные подсобные цехи — механический и кузнечный.

Железнодорожникам Котовска помогала вся страна. Из восточных районов поступали оборудование, рельсы, материалы. Куйбышевские железнодорожники в апреле 1944 года направили сюда специальный восстановительный поезд. Большую помощь в подвозе угля своим транспортом оказали части Красной Армии. 4 сентября 1944 года собрание партийного актива Котовского отделения железной дороги докладывало Совнаркому УССР об успешном ходе восстановительных работ{ЦГАОР УССР, ф. 2, оп. 7, д. 768, л. 59.}, В 1945 году началось строительство нового депо.

Среди железнодорожников развернулось соревнование за четкое выполнение графика перевозок, высокопроизводительное использование паровозного парка и подвижного состава. В декабре 1946 года комсомольско-молодежной бригаде Котовского депо, возглавляемой машинистом А. И. Скоком, Министерство путей сообщения СССР присвоило звание лучшего паровозном экипажа страны{«Перемога» (Котовск). 30 июля 1950 г.}. Имя А. И. Скока получило широкую известность среди транспортников. Еще в 1939 году за стахановский труд он был отмечен именными часами. За мужество в годы Великой Отечественной войны машинист удостоился ордена Ленина.

В 1947 году коллектив станции Котовск план погрузки выполнил на 153 проц., а выгрузки — на 133 проц. Тогда же вступило в строй оборудованное современной техникой новое паровозное депо. Коллектив его план 1947 года по ремонту паровозов выполнил на 105 процентов{ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС, ф. 17, оп. 44, д. 1783, л. 4, 5.}.

В конце 1948 года объем перевозок по Котовскому железнодорожному узлу достиг уровня, запланированного на конец 1950 года, и значительно превысил довоенные показатели{Там же, оп. 49, д. 2651, л. 96.}. В городе успешно восстанавливались промышленные предприятия, школы, медицинские и культурно-бытовые учреждения, жилые здания.

Значительных усилий потребовало восстановление Котовской машинно-тракторной станции. Поначалу разыскивали и ремонтировали разбитые оккупантами машины. Вскоре прибыла новая техника. Летом 1944 года МТС получила 30 тракторов и 15 плугов, направленных хлеборобами Казахской ССР, а также 10 комбайнов из Пермской области{ЦГАОР УССР, ф. Р-27, оп. 17, д. 6331, л. 16, 17.}. Механизаторы успешно провели летние полевые работы, осенний сев 1944 года, досрочно завершили посевную кампанию весной 1945 года.

Для подготовки кадров механизаторов в 1944 году при МТС начали работать курсы, на которых обучались 60 девушек-трактористок. В 1946 году Котовская МТС добилась лучших результатов среди МТС области, выполнив производственный план на 144,9 проц.{ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС, ф. 17, оп. 46, д. 2391, л. 37.}. В 1948 году, включившись в социалистическое соревнование с передовым на Украине Шполянским районом Киевской (теперь Черкасской) области, механизаторы станции помогли труженикам села вырастить высокий урожай зерновых и сахарной свеклы.

Техническая база МТС продолжала крепнуть и в по-/575/следующие годы. К 1950 году ее машинный парк состоял из 70 тракторов, 22 комбайнов, 10 грузовых автомобилей.

Благодаря постоянной помощи государства и самоотверженному труду населения города, к концу 1949 года промышленные предприятия Котовска по выпуску продукции достигли довоенного уровня. Была восстановлена и значительно расширена торговая сеть.

В 1944 году, вскоре после освобождения, возобновили работу все лечебные учреждения, действовавшие до войны. Их помещения отремонтировали, а некоторые заново отстроили; завезли необходимое оборудование. К концу 1949 года в городе работали три средние и одна начальная школы.

Осуществление разработанной Коммунистической партией программы социально-экономического развития страны позволило трудящимся Котовска за последние 25 лет добиться новых успехов. Существенные изменения произошли прежде всего в структуре промышленного производства города, потенциал которого определяют предприятия станкостроительной, химической, деревообрабатывающей, строительной, мясо-молочной и других отраслей; число их достигло 50.

В 1958—1961 гг. в Котовске построен сахарный завод Министерства пищевой промышленности УССР, где в настоящее время занято 1300 человек. Предприятие перерабатывает 2,5 тыс. тонн свеклы в сутки. Сырье поступает из северных районов области, а также с Кубы. Годовой объем производства составляет 33 млн. руб. Завод успешно справился с заданиями восьмой и девятой пятилеток. 38 передовиков производства награждены орденами и медалями, среди них орденом Ленина — слесарь А. К. Донцов, орденом Октябрьской Революции — слесарь автопарка А. Е. Осадчий, компрессорщик отдела главного механика И. Н. Ляховский, начальник жомосушки В. А. Гофман. Аппаратчица завода М. А. Деева избиралась делегатом XXV съезда КПСС. Соревнуясь за достойную встречу 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, коллектив завода добился новых трудовых успехов. Задание первых двух лет десятой пятилетки завершено досрочно, к 1 октября 1977 года. План по выпуску валовой продукции выполнен на 103,8 проц., по реализации продукции — на 104,1, по повышению производительности труда — на 103 процента.

На 4 млн. руб. продукции в год дает пущенный в 1968 году завод «Южремстанок» Всесоюзного объединения «Союзстанкоремонт» Министерства станкостроения СССР (располагается в поселке Борщи). Предприятие специализируется на ремонте металлорежущих станков моделей 1А-62, 1К-62, 1А-616, 2А-125, 2А-135 и производстве запасных частей к ним. В механическом, слесарно-сборочном и кузнечно-заготовительном цехах завода работают 560 человек; основные производственные процессы механизированы. Коллектив завода, борясь за успешное выполнение девятой пятилетки, досрочно, 4 декабря 1975 года, завершил пятилетний производственный план. За достигнутые показатели шесть

В ремонтном цехе завода «Южремстанок». 1976 г.

В ремонтном цехе завода «Южремстанок». 1976 г.

бригад удостоены звания коллективов коммунистического труда, 58 человек награждены знаком «Ударник девятой пятилетки», 134 передовикам присвоено звание ударника коммунистического труда, 10 человекам вручены ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

В настоящее время коллектив завода «Южремстанок» трудится над воплощением в жизнь плана десятой пятилетки. В авангарде социалистического соревнования идут бригадир токарей В. И. Бондарь, бригадир электриков С. В. Зверьков, бригадир резчиков металла А. Н. Корня, бригадир фрезеровщиков О. И. Царан, старший мастер инструментального цеха В. Ф. Ткач, начальник сборочного участка П. П. Капустянский. Значком «Победитель социалистического соревнования» в 1976 году награждены С. В. Зверьков и О. И. Царан. Звание лучшего мастера предприятий Минстанпрома присвоено Н. П. Капустянскому, а звание лучшего токаря предприятий Минстанпрома — В. И. Бондарю.

В 1967 году в городе построен и сдан в эксплуатацию завод железобетонных изделий Министерства сельского строительства УССР. Основная его продукция — железобетонные конструкции для промышленного и сельскохозяйственного строительства, крупнопанельного домостроения и элеваторостроения — отправляется в восемь областей республики. Мощность предприятия — 36,5 тыс. кубометров сборного железобетона. Годовой объем производства — 3 млн. руб. На предприятии занято 250 рабочих и служащих./576/

На котовской перо-пуховой фабрике. 1977 г.

На котовской перо-пуховой фабрике. 1977 г.

Свыше 1000 человек трудятся на мясокомбинате Одесского объединения мясной промышленности Министерства мясной и молочной промышленности УССР, введенного в строй действующих в 1973 году. Мощность предприятия — 50 тонн мяса в смену и 10 тонн колбасных изделий в сутки.

На базе существовавшего с 1958 года небольшого авторемонтного завода, который располагался в помещении бывших авторемонтных мастерских, создано новое крупное авторемонтное предприятие. Для него построены и в 1974 году сданы в эксплуатацию просторные корпуса, где установлены поточные линии отечественного производства. Здесь работают 500 человек. В течение года завод осуществляет капитальный ремонт 4 тыс. грузовых автомобилей ГАЗ-51 и 1 тыс. тракторных двигателей Д-40 и Д-50. Он также изготовляет шнеки для кормопроизводства и покрасочное оборудование. Годовой объем производства — 2 млн. руб. Завод обслуживает хозяйства Украины и Молдавии. В 1976 году началась реконструкция предприятия: здесь будут выпускать автобусы на базе автомобиля ГАЗ-53.

В 1974 году завершено строительство перо-пуховой фабрики Министерства мясной и молочной промышленности УССР. Ее коллектив, насчитывающий 200 рабочих и служащих, перерабатывает 4 тыс. тонн перо-пухового сырья за смену, дает в год продукции — пуховых одеял и подушек — на 6,5 млн. руб. В том же году стал в строй новый хлебозавод, где трудится 150 человек.

Одним из крупных предприятий города является мебельная фабрика, в коллективе которой — 500 рабочих и служащих. Здесь изготовляют кухонные наборы, столы и шкафы. Годовой объем производства составляет 3,8 млн. руб. В настоящее время завершается реконструкция фабрики, благодаря чему она станет одним из ведущих мебельных предприятий юга.

В 1974—1975 гг. введены в действие также два комбикормовых завода, овощехранилище.

Объем продукции промышленных предприятий Котовска за 1965—1975 гг. увеличился с 30 млн. до 116 млн. руб., т. е. почти в четыре раза.

Коренным образом изменилась и структура занятости населения. По данным Всесоюзной переписи 1959 года, в промышленности города трудились 1939 человек, на железнодорожном транспорте — 3607, в строительстве — 2029, на автомобильном транспорте — 150, в сфере обслуживания и торговли — 1510 человек. К началу 1976 года в промышленности работало более 6 тыс. человек, на транспорте — 6,5 тыс., на автотранспорте — свыше 1,5 тыс., в строительстве — 3,5 тыс., в сфере обслуживания и торговли — более 4,5 тыс. человек. Всего в общественном производстве города занято около 22 тыс. рабочих и служащих.

Котовск — важный узел железных и автомобильных дорог. Здесь пересекаются стальные магистрали, идущие из Одессы на Москву и Харьков, из Кишинева на Москву. В течение 60-х годов осуществлено техническое перевооружение Котовского локомотивного депо — на смену паровозам пришли мощные тепловозы, в результате чего депо по технической оснащенности стало одним из ведущих предприятий железнодорожного транспорта страны. Здесь разрабатывается и внедряется в производство передовая технология ремонта и эксплуатации локомотивов. Опыт работы коллектива депо неоднократно обобщался и широко распространялся Министерством путей сообщения СССР. За отличные показатели в работе и высокую производительность труда депо первым на Одесско-Кишиневской железной дороге удостоилось почетного звания предприятия коммунистического труда. Звание коллектива коммунистического труда присвоено 560 локомотивным и 24 ремонтным бригадам, ударниками коммунистического труда стали 1920 рабочих. С ноября 1967 года Котовское депо носит имя 50-летия Октябрьской революции. В том же году депо награждено (в честь 100-летия со дня его основания) Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР.

Значительное увеличение грузовых и пассажирских перевозок вызвало необходимость создания в мае 1974 года Котовского отделения Одесско-Кишиневской железной дороги. Это дало возможность оперативно решать вопросы организации перевозок, более рационально использовать локомотивный парк, подвижной состав и трудовые ресурсы, внедрять передовую технологию, улучшать условия труда и быта железнодорожников. В девятой пятилетке объем перевозок по Котовскому отделению увеличился на 30 проц. Проведено более 47 600 тяжеловесных поездов, сверх нормы перевезено 16,5 млн. тонн народнохозяйственных грузов, сэкономлено более 28 тыс. тонн дизельного топлива.

Котовский железнодорожный узел — опорное предприятие Министерства путей сообщения СССР. Здесь работают свыше 3 тыс. человек. В авангарде коллектива идут коммунисты. В мае 1976 года машинисты тяжеловесных поездов коммунисты Н. И. Бахнев, Н. Н./577/ Малиновский, З. С. Пономаренко выступили с инициативой — работать под девизом «Каждому рейсу — экономическую эффективность». Они обязались перевезти значительное количество грузов сверх установленной нормы и добиться экономии топлива. Их начинание поддержал весь коллектив депо.

Около полувека работает в Котовском локомотивном депо коммунист М. Ф. Тонкошнур. В 1954 году возглавляемая им бригада положила начало массовому вождению тяжеловесных поездов. Позднее М. Ф. Тонкошнур трижды переходил на работу в отстающие бригады и выводил их в число передовых. В 1959 году по его почину на железных дорогах страны были введены должности машинистов-инструкторов на общественных началах. М. Ф. Тонкошнур сочетает отличную работу на производстве с активной партийной и общественной деятельностью. Он — член парткома депо, избирался делегатом XXIV съезда КПСС. Советское правительство высоко оценило его доблестный труд, удостоив в 1959 году звания Героя Социалистического Труда, а в 1971 году — ордена Октябрьской Революции. За высокие производственные показатели орденом Ленина были награждены рабочий вагонного депо В. С. Заволока, машинист локомотивного депо И. Н. Бондаренко, начальник производственного эксплуатационно-технического управления связи В. Т. Игнатущенко, орденом Октябрьской Революции — машинист локомотивного депо И. П. Кузьминский.

В 1966 году в городе на базе существовавшей тогда автороты, насчитывавшей 82 грузовых автомобиля, созданы два специализированных автомобильных предприятия — грузовое и пассажирское. Грузовое, располагающее 215 различными автомобилями, обслуживает торговые организации и предприятия пищевой промышленности города. 450 рабочих и служащих обеспечивают перевозку 2,5 млн. тонн грузов в год. Пассажирское автопредприятие, где работает свыше 500 человек, имеет в своем распоряжении 107 пассажирских автобусов и 25 легковых такси. Автобусные маршруты связывают Котовск с Одессой, Кишиневом, Херсоном, Николаевом, Уманью, Кировоградом, Бельцами, Тирасполем, Дубоссарами, Рыбницей и многими районами области. 29 автобусов совершают рейсы по пяти маршрутам города. Годовой объем перевозок пассажиров — 13 млн. человек.

Капитальное строительство в городе ведут ПМК-201 треста «Одессельхозстрой» (годовой объем работ — 4 млн. руб.), межколхозная строительная организация (1,7 млн. руб.), Котовский участок СМП-549 треста «Одестрансстрой» (1,5 млн. руб.), ремонтно-строительные и другие организации. План девятой пятилетки их коллективы выполнили на 103,7 проц., освоив более 40 млн. руб. Перевыполнены на 3—5 проц. и задания первых двух лет десятой пятилетки. Сооружены и введены в эксплуатацию шесть промышленных предприятий, районная больница, детская стоматологическая поликлиника, школа на 630 мест, ряд других объектов. В колхозах района построено более

Новая городская больница в Котовске. 1976 г.

Новая городская больница в Котовске. 1976 г.

100 новых производственных и культурно-бытовых объектов. Уровень механизации земляных работ достиг 95,4 проц., погрузочно-разгрузочных — 85, монтажных — 90, штукатурных и малярных — 70 процентов.

Котовск растет и благоустраивается. Быстрыми темпами осуществляется жилищное и культурно-бытовое строительство. За 1970—1977 годы сооружено 32 тыс. кв. метров жилья, т. е. столько, сколько имел город до войны. Появились многоквартирные дома повышенной этажности, торгово-промышленный комплекс, дом быта; введена в действие первая очередь очистных сооружений, значительно расширена водопроводная сеть (в настоящее время ее протяженность составляет более 60 км), заасфальтированы десятки километров улиц, тротуаров. В 1975 году завершена газификация (сжиженным газом) жилищ государственного и кооперативного фонда.

В городе функционируют два быткомбината, химчистка, прачечная, три ателье пошива одежды и обуви. Объем бытовых услуг на одного жителя за период с 1970 по 1975 год увеличился с 12 руб. 30 коп. до 17 руб. 50 коп. Улучшилось торговое обслуживание населения. Годовой объем товарооборота за девятую пятилетку возрос на 15,3 млн. руб., или на 42,5 процента.

В городе есть 2 универмага, 50 промтоварных и продовольственных магазинов, 40 столовых. К услугам жителей Котовска — пять отделений связи, телеграф, АТС на 3 тыс. номеров, радиоузел.

Хорошо поставлена охрана здоровья трудящихся. В городе работают центральная районная больница на 540 коек с поликлиникой и железнодорожная больница на 240 коек, родильный дом на 100 коек, противотуберкулезный диспансер на 210 коек, девять здравпунктов, три аптеки, две санитарно-эпидемиологические станции, стоматологическая поликлиника, детская консультация. Все медицинские учреждения оснащены современным медицинским оборудованием. Работают в них 160 врачей, в их числе — заслуженные врачи УССР Г. С. Коржовский и М. А. Кислик, кандидат медицинских наук С. И. Юров, а также около 400 специалистов со средним медицинским образованием.

/578/Если до революции подавляющее большинство местных жителей было неграмотным, то теперь три четверти работающего населения имеют высшее и среднее образование. В семи средних и двух восьмилетних школах, восьмилетней школе-интернате, средних вечерней и заочной общеобразовательных школах обучаются свыше 8 тыс. учащихся, работают 300 учителей. За истекшую четверть века средние школы в Котовске окончили 7,5 тыс. юношей и девушек. Значительная часть выпускников ежегодно пополняет коллективы промышленных предприятий, строительных и транспортных организаций города.

С 1968 года в Котовске функционирует медицинское училище. В нем работают 25 преподавателей, учатся 250 юношей и девушек. В 1975 году открыт республиканский учебно-курсовой комбинат, который готовит квалифицированные кадры рабочих для сельскохозяйственных ремонтных предприятий. С 1956 года действует среднее профессионально-техническое училище механизаторов широкого профиля, где обучаются 640 человек.

С каждым годом расширяется база внешкольного воспитания детей. В настоящее время в Котовске работают дом пионеров, станция юных техников, детские спортивная и музыкальная школы. В 1975 году открыт юношеский шахматно-шашечный клуб. В городе есть 13 детских дошкольных учреждений, где воспитываются около 2,5 тыс. детей, трудятся 150 человек.

Неизмеримо возрос культурный уровень населения. В настоящее время в Котовске функционируют районный дом культуры, 4 рабочих клуба, 20 библиотек с книжным фондом около 400 тыс. экземпляров. При доме культуры и клубах работают 30 хоровых, драматических, музыкальных, хореографических коллективов; созданы агиткультбригады, кукольный театр, вокальные ансамбли. В них участвуют более 400 энтузиастов художественной самодеятельности. Хоровой капелле районного дома культуры, успешно выступившей в 1971 году на областном фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, присвоено звание народной. В Котовске есть широкоформатный кинотеатр на 460 мест, три кинотеатра при рабочих клубах. В культурно-просветительных учреждениях города трудятся 50 специалистов с высшим и средним специальным образованием.

В городе возведены памятники В. И. Ленину, Г. И. Котовскому, а также активному участнику борьбы за Советскую власть В. Ф. Самборскому, военным морякам — героям гражданской войны и советским патриотам, расстрелянным фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Подлинной школой патриотического воспитания подрастающего поколения является историко-краеведческий музей им. Г. И. Котовского, основанный в 1961 году. Здесь представлено около 1500 экспонатов, повествующих об истории города, о боевых подвигах котовчан и их успехах в труде. Более 100 экспонатов посвящено Г. И. Котовскому. Рядом с музеем, в тенистом парке находится памятник-склеп, где покоится прах героя. Музей ежегодно посещает около 35 тыс. экскурсантов.

Большая работа проводится в Котовске по интернациональному и патриотическому воспитанию населения. Производственные коллективы и школы поддерживают тесные связи с трудящимися Рыбницкого района Молдавской ССР. В школе-интернате создан клуб интернациональной дружбы. Учащиеся ведут переписку с пионерами Молдавии, Белоруссии, Грузии, Казахстана, со школьниками Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии.

1140 человек насчитывает в своих рядах городская организация общества «Знание». В 13 народных университетах обучаются 8795 человек. Наиболее массовыми являются университет военно-патриотического воспитания, работающий на базе среднего сельскохозяйственного училища № 9, и университет здоровья — при районной больнице.

В городе издается газета «Ленінський прапор» (прежде — «Перемога»). Ее тираж — свыше 13 тыс. экземпляров.

Широкое развитие получила физкультурная и спортивно-массовая работа. В городе построен стадион, оборудованы спортивные площадки.

Организаторами всех достижений котовчан являются коммунисты. В городе живут и работают свыше 3 тыс. членов и кандидатов в члены КПСС, из них 1582 — рабочие. 60 проц. коммунистов Котовска заняты непосредственно в сфере материального производства.

Работа промышленных предприятий, строительных организаций, культурно-просветительных учреждений, вопросы торговли и быта, благоустройства, здравоохранения, образования постоянно находятся в центре внимания Котовского городского Совета народных депутатов, куда в 1977 году избраны 140 человек, в т. ч. 57 женщин. Более половины депутатов составляют рабочие. При исполкоме Совета активно работают постоянные комиссии: по промышленности, транспорту и связи, торговле и коммунально-бытовому обслуживанию, строительству и культуре, соблюдению социалистической законности, охране природы, по делам молодежи, здравоохранению и социальному обеспечению. Бюджет городского Совета в годы восьмой и девятой пятилеток увеличился более чем на 25 проц. В 1977 году из 2810,5 тыс. руб. на нужды народного образования было выделено 1849,4 тыс. руб., благоустройство — 630 тыс. руб., здравоохранение — 22,8 тыс. руб. Кроме того, из районного бюджета городу ассигновали 2027,7 тыс. рублей.

В Котовске насчитывается 207 фабрично-заводских и местных комитетов профсоюзов. Они мобилизуют трудящихся города на успешное выполнение заданий десятой пятилетки, на неуклонное повышение производительности труда, заботятся об улучшении труда и быта людей.

Верным помощником коммунистов в идейном воспитании молодежи выступает городская комсомольская/579/ организация, на учете в которой состоят 6500 комсомольцев. Более половины членов ВЛКСМ работает на производстве. Свыше 600 юношей и девушек досрочно завершили девятую пятилетку.

Замечательные перспективы и возможности открыла для трудящихся города десятая пятилетка. Будет сделан новый шаг в развитии промышленности, транспорта, коммунального хозяйства, в организации торговли и культурно-бытового обслуживания населения, в подъеме народного благосостояния. Объем промышленного производства возрастет на 26 проц., грузооборот транспорта — на 25 проц. На жилищное строительство в десятой пятилетке государство выделило 7,5 млн. руб., почти столько же средств на эти цели ассигнуют предприятия города. Многое из запланированного уже сделано. С 1976 года в Котовске вводятся в эксплуатацию дома повышенной этажности. В 1977 году открыт новый путепровод через железную дорогу, построена гостиница. В ближайшее время завершится сооружение городского дома культуры, кинотеатра, трех детских садов.

Значительными трудовыми достижениями встретили жители Котовска новую Конституцию СССР, 60-летие Великого Октября. Они досрочно выполнили социалистические обязательства, взятые в честь славного юбилея, сверх годового задания произвели продукции на 6,7 млн. руб., на 5,8 проц. выше плановой возросла производительность труда. За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение народнохозяйственного плана 1977 года Котовскому району вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Вдохновленные решениями исторического XXV съезда КПСС, котовчане прилагают все силы, чтобы успешно претворить в жизнь великие предначертания партии.

|В. А. Загоруйко|, С. А. Ковтун


<< Том Одесская область, стр. 566-579 >>